Проблема типического у Бальзака

Жанровая специфика романа Диккенса «Крошка Доррит».

Теория «кристаллизации» Стендаля.

Теория кристаллизации возникает у Стендаля в трактате «О Любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом их человеческих чувств. Предельно четкий анализ душевных переживаний. Он говорит здесь о рождении психологических идей и предпосылок кристаллизации влечения двух влюбленных, в зависимости от преобладающих вокруг нравов, гражданских установлений: любовь-склонность (У Фабрицио к Джине), плотская любовь (любовь Жюльена Сореля к г-же де Реналь), любовь из тщеславия (любовь Жюльена к Матильде – он понимал, что для него это только напускное чувство, Матильда же видела в этом много героики – знатная девушка любит сына плотника), любовь-страсть (у госпожи де Реналь к Жюльену и у Джины к Фабрицио).

Уже тогда Стендаль замечает, что познание любви без истории беспомощно: безудержная страсть итальянцев не похожа на утонченную куртуазность французов. В разных кругах общества нередко пролегает пропасть.

Открытие это поможет ему впоследствии при написании двух своих романов: в любви аристократки (Ля Моль) и провинциалки (Реналь), любовь выходца из низов (Жюльена) и светского щеголя.

Кристаллизация – развитие любви из влечения, зависящая от окружающих царящих нравов (кристаллизация – это когда из паров под воздействием внешних условий рождаются кристаллы разной формы).

Бальзак (1799-1850)

Бальзаковский способ видения мира - полное преображение мира действительности. Из воображаемого рождается абсолютно реаьлный тип человека.

Тип - это не портрет реального лица. Тип и индивидуальность используются в одном контексте у Бальзака, хотя сами по себе два противоположных термина. Тип понимается как некое общественное явление, страсть или нравственное свойство, воплощенное в определенном конкретном образе.

Индивидуальность - общее свойство, наделенное конкретикой.

Воображение и мысль - две составляющие формирования главных героев романов Бальзака. Иногда фоновые персонажи одних романов становятся главными в других (барон де Нусинген - фоновый в «Отце Горио» и главный в «Банкирском доме», Растиньяк - фоновый в «Доме Нусингена» персонаж и главный в «Отце Горио»).

Понятие типа - общее, изначально связанное с частным, единичным, индивидуальным, которое оно обобщает. Без него общее бессмысленно и нереально.

Для Бальзака понятие типа - незаконченное понятие. Он сам говорил в «Предисловии к человеческой комедии»: «Те, кто думает найти у меня намерение рассматривать человека как создание законченное, сильно ошибается». Таким образом, при всем тяготении Бальзака к выявлению в характере устойчивой типичности, писатель изначально утверждает мобильность, изменчивость как сущность типа, а не его завершенную статику.

Типическое у Бальзака - отношение к вещи. Все герои «Человеческой комедии» вещны - для них основной целью являются деньги и обладание вещами, властью. Конечно, в каждом отдельном романе свой определенный тип, но в принципе в них есть нечто объединяющее - эта неистовая страсть к накопительству.

Все герои «Человеческой комедии» типичны, похожи друг на друга. Единственный, кто выделяется, это герой «Утраченных иллюзий» Люсьен Шардон, который соединил в себе и типическое из героев «Комедии», и крайности характера, что привело к созданию индивидуалистического героя.

Гобсек (тип скупца) породил и тип Феликса Гранде, и папаши Горио.

«Тип – персонаж, обобщающий в себе характерные черты всех тех, которые с ним более или менее сходны. Это образец рода». Типическое в концепции Бальзака отнюдь не противостоит исключительному. Более того, почти все главные герои «Ч.К.» - герои исключительные, личности.

Типическое и индивидуальное в персонажах диалектически взаимосвязаны, отражая единый для художника творческий процесс – обобщение и конкретизацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: