Вопрос. Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака

Показ утвердившегося буржуазного общества – такова основная задача, поставленная историей перед литературой – и Бальзак ее разрешает в своих произведениях. Романы Бальзака стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века.

Мысль о единой системе произведений возникла у Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами (со своим высшим светом), которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам:

1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни;

2) философские этюды;

3) аналитические этюды.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. В основе его метода лежит научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной чёткости и доказательности.

Писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.

Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав. Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в «Человеческой комедии» – это не любовь, а стремление к богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчётом, обычно оно обречено на гибель.

В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии.

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: