Тема: Творчество Оноре де Бальзака

Натурализм

Натурализм (от лат. natura – «природа») – один из основных стилей рубежа 19-20 вв. Зарождение натурализма связывают с поражением европейской революции 1848 г., которая подорвала веру в утопические идеи. В 1860-е гг. Эмиль Золя и братья Эдмон и Жюль Гонкуры создают программу натурализма.

Э. Золя в предисловии ко второму изданию романа «Тереза Ракен» (1868) впервые дает описание признаков натурализма:

- драма современной жизни;

- «физиологическое» изучение темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств;

- искренность, ясность, естественность языка.

Впоследствии Золя многократно уточняет эти положения.

Сб. статей: «Экспериментальный роман» 1881, «Романисты-натуралисты» 1881, «Натурализм в театре» 1881.

Литературоведы позитивистской ориентации рассматривают натурализм во Франции как переход от романтизма к символизму. Они считают Флобера предтечей натурализма. По их мнению, в его творчестве романтизм сочетается с натурализмом.

Натурализм в различных эстетических системах получает различную интерпретацию. Для символистов и авторов католической ориентации характерно неприятие натурализма. Ницше (в работе «Вырождение» 1892-93), М. Нордау (трактат «Что такое искусство» 1897-89), Л.Н. Толстой оценивают натурализм как примету эпохи декаданса, в котором отразился кризис европейского гуманизма.

Для русской культуры характерно противопоставление «духа» и «плоти». Это предопределило отрицательное отношение к французскому натурализму у самых разных авторов – Салтыкова-Щедрина, Достоевского, В.С. Соловьева.

Марксистское литературоведение определяет натурализм как недолжное, декадентское отклонение от высокого, классического, критического реализма О. де Бальзака и Л.Н. Толстого.

Г. Лукач: «К истории реализма» 1939, статьи о натурализме и реализме в «Литературной энциклопедии» 1929-39.

Натуралист, в отличие от реалиста, довольствуется поверхностным наблюдением жизни, он узко профессионален. Реализм же анализирует фундаментальные стороны общественной жизни и судьбы отдельных людей в ходе общественного развития.

В советском литературоведении натурализму не посвящена ни одна статья. Натурализм считается либо начальным этапом эволюции к реализму (Золя), либо вырождением реализма (поздний Мопассан).

Среди русских писателей «натуралистами» называют немногих второстепенных бытописателей (Мамина-Сибиряка и др.) и декаденствующих авторов рубежа 19-20 вв. (Л.Н. Андреева в ряде произведений).

О. де Бальзак (1799-1850).

Получая юридическое образование Бальзак служил писцом в конторе нотариуса. Здесь он знакомится с мрачной стороной жизни столицы. В очерке «Нотариус» он пишет: «Отбыв испытательный срок в одной или нескольких нотариальных конторах, вам трудно будет остаться чистым молодым человеком; вы уже видели, каков смазанный маслом механизм любого богатства, как гнусно спорят наследники над еще не остывшим трупом… Здесь сын приносит жалобу на отца, дочь – на родителей. Контора – это исповедальня, где страсти высыпают из мешка свои природные замыслы и где советуются насчет сомнительных дел, ища способов привести их в исполнение». Это опыт станет источником многих сюжетных коллозий в произведениях «Человеческой комедии».

Первое произведение Бальзака – трагедия «Кромвель» (1819), написана в традиции «бесподобного Корнеля». Это было слабое произведение, ориентированное не на жизнь, а на каноны искусства 17 века. Эта трагедия не получила признания даже в семейном кругу.

В 1820-1821 гг. Бальзак в соавторстве и самостоятельно пишет романы: «Жан Луи», «Арденский викарий», «Пират Арго», «Клотильда Лозиньян», «Наследница Бирага». Последний роман сам Бальзак называет «литературным свинством». Впоследствии он откажется включить их в собрание своих сочинений. Бальзак много работает, но не получает ни денег, ни славы. Он решает заняться издательским делом, но это привело его к банкротству, до конца своих дней он так и не смог выплатить долг.

В 1829 г. выходит исторический роман «Шуаны». Он посвящен контреволюционному мятежу в Бретани в 1799 г. Бальзак исторически достоверен в выборе конфликта, образов, деталей быта бретонцев. Роман пронизан романтическими тенденциями (мелодраматическая коллизия, романтические злодеи).

Следующее значительное произведение – повесть «Гобсек» 1830 (Первоначальное заглавие «Опасные беспутства»). Главный герой миллионер-ростовщик Гобсек – сильная, исключительная личность. Адвокат Дервиль говорит, что в нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное. Гобсек – один из властителей новой Франции. Он воплощение хищнической силы, которая пробилась к власти. Философ Гобсек открывает законы современного мира. Он поэт и философ богатства, это возвышает его в ряду подобных: «А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня?.. Вы всему верите, а я ничему не верю… Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото…. Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Главный двигатель общественной жизни – это деньги, золото. Золото, по его мнению, это духовная сущность всего общества.

При всей своей реалистичности, Гобсек несет в себе черты романтического героя. Его прошлое туманно, неясно происхождение несметного богатства. По мнению Бальзака, в истории всякого богатства много авантюрно-преступного. Характер Гобсека раскрывается через авторское описание и в описании драматических судеб его клиентов. Значительное место в авторских описаниях занимают портретные характеристики. Они раскрывают характер не как индивидуум, а как социальный тип. Так, начиная с «Гобсека», ведущим принципом создания характера становится типизация.

Гобсек одержим одной страстью – страстью к накопительству. Эта страсть и возвышает и разрушает Гобсека. Он властелин Парижа и воплощение неумолимости рока. Гобсек говорит о себе: «Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей, - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости». Страсть в понимании Бальзака это вид помешательства, в судьбе человека она играет разрушительную роль. Такова и страсть Гобсека, отдав жизнь накопительству, он умирает в одиночестве, в окружении тлена и разрушения. Бальзак показывает драматическую картину усилий накопительства: «… Увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть… В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью. Я чуть не задохся от смрада, в котором слились всякие зловонные запахи. Все кишело червями и насекомыми… он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимыхкакой-либо страстью, пережившей у них разум».

В повести встречаются имена и истории будущих произведений (Гобсек и Дервиль, графиня де Ресто в романах – «Отец Горио», «Семейство Бовизаж» и др.). Сквозные герои цикла «Человеческой комедии» имеют многозначные эстетические функции, одной из которых является отражение целостности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: