Основные подходы к формированию и характеристики команд в здравоохранении

Эффективная и слаженная работа команды предполагает наличие оп­ределенных командных характеристик, определенного числа членов ко­манды и распределения ролей между ними. В большинстве случаев иде­альный размер команды 5-12 человек. Команда из 2-4 человек отличает­ся неформальными взаимоотношениями, в ней довольно много времени уходит на обсуждение личных проблем и отношений. В командах более 12 человек часто образуются конфликтующие подгруппы, члены больших команд меньше ощущают на себе командный дух, для них характерны разногласия и различия во мнениях.

Долгосрочная эффективная деятельность команды предполагает при­нятие на себя членами команды определенных ролей. Наиболее приемле­мым, на наш взгляд является деление ролей на три группы: целевые, под­держивающие и индивидуальные.

Целевые роли, принимаемые на себя членами команды, ориентиро­ваны на то, что необходимо сделать. Чтобы работа группы была выполне­на, целевые роли должны исполнять либо члены команды, либо ее лидер.

1.Инициатор. Инициатор приводит в движение команду, предла­гая цели для нее, определяя проблему или предлагая новую по­становку проблемы, выдвигая новые идеи и предлагая новые подходы к разрешению проблемы или выполнению задачи. За время работы группы в ней может быть несколько инициаторов.

2. Предоставляющий информацию. Предоставляющий информа­цию разъясняет важные факты и высказывает мнения, основываясь на личных знаниях и опыте. Предоставляющий информацию может также выражать мнение по поводу того, как группа должна рас­сматривать ценностные установки, имеющие отношение к делу.

3. Собирающий информацию. Собирающий информацию занима­ется поиском фактов, необходимых для работы команды. Соби­рающий информацию также поощряет других предоставлять или прояснять важные факты или мнения, основываясь на их знаниях и опыте.

4. Выясняющий мнения. Выясняющий анализирует мнения, кото­рые проясняют или отражают ценности, выраженные в предло­жениях других членов команды.

5. Осуществляющий проработку. Осуществляющий проработку приводит примеры и разъясняет значение предложений, а также прогнозирует их дальнейшую судьбу.

6. Координатор. Координатор планирует, сводит воедино, уста­навливает связь между идеями и предложениями, интегрирует действия команды.

7. Обобщающий (ориентирующий). Обобщающий помогает ко­манде ориентироваться, резюмируя или намеренно повторяя ре­шения либо повторно перечисляя действия и идеи, которые об­суждались командой. Он также определяет, когда человек ото­шёл от предварительно установленной цели дискуссии, и под­вергает сомнению его высказывания.

8. Оценивающий. Помогает группе оценить качество предложений или решений, пытаясь определить их выполнимость. Оцениваю­щий анализирует результаты работы команды и сравнивает их за­тем с установленными нормами или ожидаемыми результатами.

9. Побуждающий. Побуждающий стимулирует действия команды и повышает степень активности ее членов.

10. Специалист по процедурам. Специалист по процедурам облег­чает действия команды, следя за соблюдением определенных правил и инструкций.

11. Регистратор. Он ведет запись основных результатов деятель­ности команды и может периодически их зачитывать.

Члены команды, роль которых заключается в социально-эмоциональ­ной поддержке (поддерживающие роли), выполняют следующие роли:

1. Поощряющий. Поощряющий поддерживает членов команды, принимая их мнения, идеи и вклад в общее дело и выражая похва­лу. Содействует сплоченности группы, созданию атмосферы теп­ла и солидарности.

2. Миротворец. Миротворец выступает посредником и урегулирует конфликты. Миротворец способствует ослаблению напряженно­сти, помогая членам группы сосредоточить внимание не на разно­гласиях, а на общем, чтобы они могли работать слаженно. Чело­век, принимающий на себя роль миротворца, часто прибегает к юмору и дружелюбию для восстановления гармонии в команде.

3. Ищущий компромисса. Ищущий компромисса идет на уступки для урегулирования конфликта.

4. Обеспечивающий участие. Способствует открытому общению и участию в обсуждении всех членов команды, следя за тем, чтобы каждый имел возможность выразить свои идеи и чувства.

5. Устанавливающий нормы. Устанавливающий нормы помогает группе сформулировать необходимые цели и оценить качество работы группы.

6. Комментатор (Подводящий итоги). Комментатор наблюдает за работой коллектива и записывает результаты, обеспечивает об­ратную связь по вопросам выполнения работы командой.

7. Исполнитель. Исполнитель прислушивается к идеям и решениям команды, принимает их и следует идеям и предложениям.

Индивидуальные роли, принимаемые на себя членами команды на­носят ущерб ее работе, т.к. концентрируют внимание команды на отдель­ном человеке и отвлекают всех остальных от работы:

1. Агрессор. Агрессор выражает неодобрение по поводу ценностей и чувств других членов команды, используя словесные выпады про­тив них или отпуская шутки в их сторону.

2. Создающий препятствия. Создающий препятствия выступает про­тив идей и предложений других членов команды, выражает отрица­тельные мнения, воскрешает давнишние предметы споров и исполь­зует «скрытые повестки дня» для удовлетворения личных целей.

3. Ищущий признания. Ищущий признания пытается привлечь вни­мание к себе, хвастая личными достижениями и выражая своим поведением превосходство над другими членами команды.

4. Исповедующийся. Исповедующийся использует команду в каче­стве форума для самовыражения.

5. Повеса («Плейбой»), Демонстрирует цинизм и безразличие по от­ношению к коллективу, участвует в легкомысленных затеях и не принимает участия в деятельности группы. Словами и действия­ми демонстрирует свою непричастность к команде.

6. Доминирующий. Доминирующий пытается захватить власть над командой, манипулируя коллективом и отдельными членами, пре­рывая высказывания других.

7. Ищущий помощи. Ищущий помощи пытается добиться симпа­тии других членов группы, демонстрируя свою неуверенность, смущение и за мешательство, умаляя собственные достоинства.

8. Защитник особых интересов. Защитник особых интересов скрывает личные предвзятые мнения, предубеждения, выступая от лица других. Такой человек не говорит откровенно об убеждениях и ценностях или о том, как он или она взаимодействует с другими людьми или группа­ми. Его не следует путать с человеком, который искренне и на закон­ном основании представляет интересы других людей или групп.

9. Сторонний наблюдатель. Он держится особняком в команде и избегает общения с другими ее членами. Сторонний наблюдатель может прибегать к такому поведению, желая привлечь к себе вни­мание. Он редко участвует в принятии групповых решений или другой деятельности. Сторонний наблюдатель может вести себя равнодушно или отстраненно во время собраний коллектива.

Мы с вами неоднократно наблюдали и другие формы поведения, под­рывающего работу коллектива. Особенно это заметно во время проведения заседаний или собраний: озабоченность личными проблемами; общение вслух или шепотом с сидящим рядом человеком вместо обращения к груп­пе; монополизация обсуждения; демонстрация агрессивности и враждебно­сти: выражение идей, не имеющих отношения к обсуждаемому вопросу; высказывание замечаний, умаляющих настоящую ситуацию, или восхвале­ние прошлой ситуации; запоздалое реагирование на какой-либо вопрос во время обсуждения другого вопроса или выражение полного согласия.

Можно выделить четыре категории командных характеристик: ценности, разделение власти, личная ответственность и командные стандарты.

Ценности. Лидер и члены команды должны руководствоваться чело­веческими ценностями и стремиться к тому, чтобы их организация стала бо­лее эффективным и полезным корпоративным членом общества. Особенно важно, чтобы такую приверженность и такое стремление демонстрировал лидер команды. Ценности лидера и членов команды проявляются и в ком­муникационных навыках (умение слушать, обратная связь), и в том, какие цели ставит перед собой команда, и в том, как она их реализует.

Разделение власти. Люди, работающие в команде, должны охотно делиться властью. Умение делиться властью важно не только для лидера, но и для других членов команды. Командная работа предполагает, что от­ветственность делегируется и принимается, обратная связь охотно предос­тавляется и воспринимается, а принимаемые решения могут не совпадать с мнением отдельных членов команды.

Личная ответственность. Совокупная эффективность команды мо­жет быть больше, чем простая сумма ее составляющих только в том слу­чае, если члены команды проявляют определенные качества. Каждый член команды:

• Отвечает за личные действия и командные решения.

• Стремится к повышению качества своей работы (совершенствует свои навыки и делает правильный выбор в их использовании).

• Демонстрирует интерес к работе и доводит дело до конца.

• Подходит к работе и творчески, и аналитически.

• Отличается позитивным поведением при реалистичном и прагма­тичном подходе к работе.

Командные стандарты. Чтобы команда работала эффективно, чле­ны ее должны выработать ряд согласованных правил и норм, на которых будут базироваться ожидания всех сотрудников. Эти нормы касаются сле­дующих аспектов: организация работы (лидерство, планирование, коорди­нация); сбор информации; управление конфликтами; процесс принятия решений; предоставление и получение обратной связи; взыскания за не­удовлетворительную работу; поощрения за хорошую работу. В эффектив­ной команде всем понятно, кто и что делает, когда и каким образом. Итак, эффективным командам присущи следующие свойства:

1. Члены команды вырабатывают общее видение, руководствуются им и стремятся к выполнению общих целей.

2. Иерархия отходит на второй план, никто не акцентирует свое положение, поскольку каждый член команды работает над ус­пешной реализацией общего плана или идеи.

3. Внутри команды поощряется открытая связь при соблюдении конфиденциальности за пределами команды.

4. Члены команды доверяют друг другу и уважают профессиональ­ные и человеческие качества друг друга.

5. Между членами команды существует психологическая совмес­тимость. Люди с удовольствием работают и отдыхают вместе.

6. Члены команды ориентированы на формирование конкретных це­лей и достижение результатов, а не просто на обсуждение проблем.

7. Внутри команды существуют определенные правила и нормы поведения, касающиеся распорядка рабочего времени, конфи­денциальности, взаимоуважения, конструктивной критики и должного участия каждого в работе.

8. Члены команды дополняют, а не дублируют функции друг друга и готовы пожертвовать своими интересами во благо команды.

9. Внутри команды регулярно анализируется обратная связь и про­изводится корректировка, необходимая для достижения постав­ленных тактических и стратегических целей.

10. Члены команды привержены общему делу, они остро ощущают свою сопричастность совместной работе и проявляют самоотда­чу при выполнении заданий.

11. Консенсус между членами команды базируется не на конфор­мизме, а достигается посредством дискуссий и поиска совмест­ных решений.

12. Членам команды, особенно новичкам, отводится некоторое время на подготовку, необходимую для выполнения совместной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: