Конфликт и его классификации
Лекция 5 (часть 2). Конфликт. Управление конфликтами и стрессами.
Критерии выбора стиля принятия решения
Советы, как выбирать стиль принятия решения в конкретных ситуациях
Стиль 1. У вас имеется вся необходимая для принятия информация.
Стиль 2. Вы ограничены во времени, однако у вас недостаточно информации для принятия решения; она может быть получена от подчиненных.
Стиль 3. У вас недостаточно информации, хотя ее нетрудно получит от подчиненных, мнение которых для вас существенно. Групповое обсуждение нецелесообразно, поскольку, по вашей оценке, мнения подчиненных могут сильно расходиться.
Стиль 4. Вас не слишком ограничивает временной фактор. У вас недостаточно информации; ее могут предоставить подчиненные, мнение которых существенно. При этом вы знаете, что при наличии сходного опыта вряд ли спектр предложений будет чересчур широким.
Стиль 5. У вас не хватает информации. Оптимальное решение может в существенной степени зависеть от позиций отдельных людей. Не исключено, что подчиненные могут отвергнуть навязанное им решение или саботировать его.
|
|
Умение решать проблемы, управлять конфликтами и стрессами является неотъемлемой частью работы любой эффективной организации, ключевым фактором для создания в организации атмосферы, способствующей творческому подходу к работе, эффективному взаимодействию, успешному достижению поставленных целей и удержанию достигнутых позиций. Конфликтные ситуации в любой организации являются естественным явлением, что объясняется разницей в образовании, жизненном и производственном опыте работающих в ней людей. Если люди владеют процессом управления конфликтами, это дает им возможность развиваться как личностям и способствует совершенствованию командной работы. Подсчитано, что от 20 до 50% времени руководителей, особенно среднего и низовых звеньев, уходит на урегулирование конфликтных ситуаций.
Конфликт существует столько, сколько существует человеческое сообщество. Конфликты окружают нас и являются источником беспокойства для людей во всем мире. В XX веке исследователи стали анализировать природу конфликта, чтобы выяснить, как он влияет на людей и организации, в которых они работают. Ряд исследователей рассматривали конфликт как деструктивную силу, поэтому методом разрешения конфликта являлось устранение его причин и необходимость безупречного управления и функционирования без жесткой иерархии подчиненности. Однако конфликты возникали даже в таких организациях. Поэтому в умах ученых зрела мысль о необходимости естественной неизбежности и закономерности возникновения конфликтов. Исследователи полагали, что поскольку конфликта нельзя избежать, следует найти стратегии его разрешения, включающие распознавание возникающего конфликта и поиск путей для устранения является не разделяющей, а объединяющей силой, способствующей движению вперед.
|
|
Конфликт в толковом словаре определяется как столкновение различных взглядов и интересов. Мы приведем определение конфликта с позиций современных взглядов на его природу. Конфликт - способ социального взаимодействия между людьми при столкновении противоположных взглядов, точек зрения, интересов.
Когда люди работают в коллективе, в любой ситуации существует возможность конфликта между ними. В иерархически сложных организациях частота возникновения конфликтов возрастает с увеличением числа уровней организационной структуры, а также по мере того, как организация становится более специализированной. Возможность возникновения конфликтов увеличивается и в тех случаях, когда работа разных людей тесно взаимосвязана или зависит друг от друга. Итак, конфликт в организации может возникнуть, когда:
1. Люди не имеют одинаковой информации и, в результате, по-разному определяют проблемы и расставляют приоритеты.
2. У людей разные точки зрения относительно их власти и полномочий.
3. У людей разные цели и задачи.
4. Люди применяют разные стратегии для осуществления взаимоприемлемой цели. В такой ситуации у обеих сторон цель одна, но у них разногласия по поводу того, каким путем ее можно достичь.
5. Люди придерживаются различных принципов, убеждений, ценностей, они по-разному понимают этические обязательства, что приводит к разногласиям относительно выбора целей и методов осуществления ухода за пациентом.
6. Цели взаимодействующих индивидов несовместимы. Имеют место разногласия относительно распределения недостаточных ресурсов.
7. Один человек испытывает сильную потребность в автономии (независимости, свободе действий или решений), а другой - большую потребность в правилах и предписаниях.
8. Несовместимость личных качеств, установок, позиций или поведения людей.
9. Один человек считает что-то важным, а другой так не думает.
10. От двух индивидов требуют выполнения одной и той же задачи в одно и тоже время, или роли двух людей частично перекрываются.
Это лишь несколько примеров источников конфликтов, которые могут возникнуть в организациях здравоохранения. На самом деле источников конфликта бесчисленное множество, а количество конфликтов возрастает, когда накапливаются неразрешенные разногласия.
1. Конфликты, возникающие в результате коммуникационных проблем. Проблемы в общении могут привести к неправильному восприятию информации, что, в свою очередь, может спровоцировать межличностный или межгрупповой конфликт.
2. Конфликты, связанные со структурой и размером организации. Функциональные и другие различия между людьми, работающими в организации, могут стать причиной конфликта. Например, конфликт может возникнуть на почве различий в уровне полномочий, в производственном стаже или предпочтений в стиле работы.
3. Конфликты, связанные с различиями в ценностях, восприятии и манере поведения. Люди могут делать поспешные и неверные выводы о других людях, исходя из собственных представлений о ценностях и собственной манеры поведения. Если восприятие оказалось неверным, легко может возникнуть почва для конфликта.
Конфликт может проявляться в различных формах, некоторые из наиболее часто встречающихся представлены ниже.
Внутриличностный конфликт - это конфликт, возникающий внутри индивида. Может существовать одна или несколько причин, приводящих к тому, что человек переживает внутренний конфликт.
|
|
Внутриличностный конфликт может возникнуть в случае, если у человека на выбор несколько вариантов с благоприятными и неблагоприятными последствиями, либо ему необходимо выбрать между альтернативными вариантами с одинаково желательными или одинаково нежелательными последствиями.
Ролевой конфликт - разновидность внутриличностного конфликта, возникает, когда индивид выступает в нескольких ролях. Противоположные требования и обязательства роли руководителя способны привести к ролевому конфликту. Если методы управления конфликтом не будут найдены, такой тип внутриличностного конфликта может вызвать стресс и снижение удовлетворения работой.
Другой тип внутриличностного конфликта возникает, когда у индивида отсутствует определенность по поводу того, каких результатов ждут от выполнения его работы. Такой тип внутриличностного конфликта, называемый «неопределенность роли». Он возникает, когда должностные инструкции описаны неточно и нечетко или когда задания, порученная работа недостаточно объяснены.
Внутриличностный конфликт также возникает, когда человек не может выполнить все, чего от него ожидают в течение ограниченного периода времени.
Межличностные конфликты. Межличностные конфликты могут возникнуть из-за различий в ценностях, целях, действиях или восприятии событий. Люди могут страстно отстаивать свою позицию, особенно в техслучаях, когда речь идет о них как о личностях или об их действиях. Такие конфликты могут оказывать деструктивное воздействие на деятельность организации и создавать напряженную атмосферу на рабочем месте. Люди, которые отличаются по происхождению, культуре, семейным традициям, уровням образования, опыту и знаниям, дают разные объяснения ситуациям, а их ожидания относительно других людей могут приводить к конфликтам. Межличностные конфликты могут также возникнуть из-за неблагоприятных условий, сложившихся в организации.
|
|
Межличностные конфликты нередко возникают в результате неудовлетворительных коммуникаций. Сообщения могут быть неточными, или из двух или более источников идет противоречивая информация. Неточные сообщения могут быть неправильно истолкованы, или разные люди, получая одно и тоже сообщение, могут сделать разные выводы относительно его содержания. Конфликты, возникающие в результате неправильного понимания или истолкования, можно разрешить посредством разъяснения содержания сообщения или получения дополнительной ин формации. Содержание противоречивых сообщений, отправленных из разных источников, можно прояснить, связавшись с отправителями и объяснив, что произошло. Конфликты, возникающие в результате неудовлетворительных коммуникаций, обычно менее эмоциональные, чем другие типы конфликтов, так как не затрагивают ценности и убеждения индивидов.
Другой источник межличностного конфликта в организациях имеет место, когда двое или более людей конкурируют при распределении одних и тех же ресурсов. Люди, работающие в организации, где происходят непрерывные перемены или имеет место обстановка неопределенности, могут столкнуться с межличностными конфликтами большей интенсивности по сравнению с людьми, работающими в стабильной обстановке. Конфликт, возникающий вследствие неопределенности, часто происходит потому, что люди внутри организации в таких условиях испытывают сильный стресс. Конфликт может быть интенсивным в период возникновения, однако он, как правило, исчерпывается, когда изменение становится обычной практикой или когда уровень неопределенности снижается.
Межличностный конфликт может также возникнуть при несовместимости ролей индивидов. Конфликт такого типа возникает, если имеют место разногласия по поводу приоритетов и целей. Конфликты между непосредственным руководителем и подчиненным могут привести к формированию нездоровых отношений и препятствовать стремлению к достижению целей организации.
Внутригрупповой конфликт возникает при наличии разногласий среди членов группы. Внутригрупповой конфликт во многом схож с межличностным конфликтом, однако он более сложный, так как затрагивает большее количество людей. Конфликт может возникнуть из-за нарушения групповых норм, стандартов или правил. Внутригрупповой конфликт может быть ориентированным на задачу или на человека.
Внутригрупповой конфликт, ориентированный на задачу, возникает, когда члены группы имеют разные представления о том, в чем заключается задача и как ее нужно выполнять. Введение изменений в порядок выполнения работы группой может также привести к конфликту между ее членами.
Внутригрупповой конфликт, ориентированный на человека, возникает, когда идет борьба за руководящие должности в группе; при неравном распределении рабочей нагрузки; из-за различий в характерах индивидов. Другим источником внутригруппового конфликта может быть приход в стабильную группу нового человека. Внутригрупповой конфликт может также проявиться как стадия развития группы (см. раздел «Командные процессы»).
Межгрупповой конфликт возникает, когда у групп внутри организации разные цели и одна группа пытается осуществить свои цели за счет другой. Конфликты такого типа могут варьировать от мелких разногласий до крупных организационных проблем.
Кроме того, конфликты в организации могут быть разделены:
• по источникам и причинам возникновения - на объективные и субъективные; организационные, эмоциональные, социально-трудовые; деловые и личные;
• по функциональной значимости - функциональные и дисфункциональные;
• по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и долговременные;
• по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, диагональные, смешанные;
• по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные; разрешимые, частично разрешимые, неразрешимые.
Конфликт может быть сдержан, когда одна сторона наносит поражение другой, или разрешен, когда обе стороны приходят к взаимному согласию относительно какого-то решения и поддерживают его реализацию. Разрешение конфликта зависит от применяемых стратегий и подходов.
Конфликт, по большому счету, относится к нежелательным явлениям для организации. Но он может быть полезен, когда помогает выявить разнообразие точек зрения, проблем и направлений альтернативного развития. В ряде случаев он способствует принятию более эффективного решения, дает возможность людям выразить свои мысли, приводит к повышению эффективности намечаемых планов, проектов, стратегий. Конфликт, ведущий к повышению эффективности намечаемых организации называется функциональным.
Дисфункциональный конфликт, в основном, связан с допущенными ошибками в управлении и ведет к снижению личной удовлетворенности от коллективного сотрудничества и эффективности работы в организации.
Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведение поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися правилами взаимоотношений.
Методы управления конфликтами условно можно разделить на несколько групп:
• Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, умении высказать свою точку зрения.
• К структурным методам относят разъяснение требований по работе, использование систем поощрения и наказания, упорядочивание иерархии полномочий (см. ниже).