Архитектура Древней Греции
Критское и микенское строительное искусство
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Древнейшая история Греции и начальный период ее культуры вплоть до второй трети прошлого столетия были известны только из легенд.
Для познания этого периода (большую роль сыграли раскопки, проведенные Шлиманом в 1870—1890 гг. в Трое, Микенах и Каринфе. Было открыто искусство, развивавшееся с первой половины второго тысячелетия до н. э. параллельно с искусством периода Нового царства в Египте.
Это яркое искусство, произведения которого были найдены в Египте (что свидетельствует об оживленных контактах этих областей с окружающим миром), принадлежит микенской культуре. В начале XX в. А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру — критскую. Иногда ее называют «миной-ской» (от имени легендарного царя — Миноса).
(Культура эгейского мира: остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя), возникновение которой относится к третьему тысячелетию до н. э., достигает во втором тысячелетии высокого уровня. Она устанавливает историческую связь между ранними культурами Востока и античностью, становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории, Крит уже в средний минойский период (2000—1600 гг. до н. э.) был богатой морской державой. Здесь строятся города с трехэтажными жилыми домами и замечательными дворцами. К древнейшим и наиболее известным относится дворец царя Миноса в Кноссе.
|
|
Крит имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонительных сооружений в его городах.
{После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.
Центральный зал большого дома представлял собой так назы«ваемый мегарон — прямоугольное помещение, потолок которого
поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.
Дворцы были обширными в плане сложными сооружениями в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые помещения и, видимо, святилища. (С самостоятельными культовыми сооружениями в эгейской архитектуре мы не встречаемся.) Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами, как, например, во дворце Кносса.
Эти несимметричные комплексы со сложной внутренней планировкой и многочисленными лестницами были весьма комфортабельны: водопровод, ванные комнаты, канализация.
|
|
Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Но уже в первоначальном виде его композиционным центром был большой двор, к которому с западной стороны примыкали «гостиные». Восточная часть, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирована. Греки назвали руины этого сооружения «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.
С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры (1500—1200 гг. до н. э.). В связи с нарастающим давлением со стороны греков жители острова переселяются на материк, где сооружают хорошо укрепленные крепости — Микены и Тиринф, Строительство оборонительных сооружений становится острой необходимостью. При сооружении крепостей обычно применялась кладка из больших необработанных камней, называемая «циклопической». Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами, Микенские крепости, дворцы и гробницы/Микенская культура достигает вершины своего развития в период разрушения дворца в Кноссе, т. е. после 1450 г. до н. э.11 К этому времени Микены господствуют над всей эгейской областью, ведут торговлю с удаленными территориями вокруг Средиземного моря и закладывают там свои колонии.)
Микенские поселения представляют собой хорошо укрепленные крепости, архитектура которых имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Стены были выложены из каменных блоков, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита, от первоначальных дворцовых комплексов сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.
Наиболее сохранившимися и заслуживающими внимания сооружениями являются гробницы, представляющие собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным куполом, который образуется за счет того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над нижним. Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях в Тиринфе. Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея, расположенная недалеко от Микен. Ее диаметр 14 м, а высота купола 13 м. Длинный коридор, высеченный в скале, ведет к входу в гробницу, который образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой, имеющей сложную конструкцию.
При создании плоских перекрытий в качестве несущих элементов использовались стены и пилоны, а также колонны, имевшие трехчастное деление на базу, ствол и капитель. База простой формы была плоской, ствол сужался книзу в виде конуса, а приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним. Оригинально решалась перемычка над входом, когда над большим каменным блоком, перекрывавшим проем входа, оставлялось треугольное отверстие в стене, что уменьшало нагрузку на перемычку. Это отверстие обычно закрывалось плитой, украшенной рельефом. Так решены входные так называемые Львиные ворота Микенского акрополя, где был найден наиболее ранний в Европе монументальный рельеф. «Микенская культура погибла в период около 1100 г. до н, з.і2і