Критское и микенское строительное искусство

Архитектура Древней Греции

Критское и микенское строительное искусство

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Древнейшая история Греции и начальный период ее культуры вплоть до второй трети прошлого столетия были известны только из легенд.

Для познания этого периода (большую роль сыграли раскопки, проведенные Шлиманом в 1870—1890 гг. в Трое, Микенах и Каринфе. Было открыто искусство, развивавшееся с первой половины вто­рого тысячелетия до н. э. параллельно с искусством периода Ново­го царства в Египте.

Это яркое искусство, произведения которого были найдены в Египте (что свидетельствует об оживленных контактах этих обла­стей с окружающим миром), принадлежит микенской культуре. В начале XX в. А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру — критскую. Иногда ее называют «миной-ской» (от имени легендарного царя — Миноса).

(Культура эгейского мира: остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя), возникно­вение которой относится к третьему тысячелетию до н. э., достига­ет во втором тысячелетии высокого уровня. Она устанавливает ис­торическую связь между ранними культурами Востока и антично­стью, становится первой зрелой европейской цивилизацией в древ­ней истории, Крит уже в средний минойский период (2000—1600 гг. до н. э.) был богатой морской державой. Здесь строятся города с трехэтаж­ными жилыми домами и замеча­тельными дворцами. К древней­шим и наиболее известным от­носится дворец царя Миноса в Кноссе.

Крит имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонитель­ных сооружений в его городах.



{После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.

Центральный зал большого дома представлял собой так назы«ваемый мегарон — прямоугольное помещение, потолок которого

поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.

Дворцы были обширными в плане сложными сооружениями в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые помещения и, видимо, святилища. (С самостоятельными культовы­ми сооружениями в эгейской архитектуре мы не встречаемся.) Осо­бенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами, как, например, во дворце Кносса.

Эти несимметричные комплексы со сложной внутренней плани­ровкой и многочисленными лестницами были весьма комфортабельны: водопровод, ванные комнаты, канализация.


Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Но уже в первона­чальном виде его композиционным центром был большой двор, к которому с западной стороны примыкали «гостиные». Восточная часть, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирована. Греки назвали руи­ны этого сооружения «Лабиринтом», не умея разгадать его назна­чение. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры (1500—1200 гг. до н. э.). В связи с нарастающим давлением со стороны греков жители острова переселяются на материк, где сооружают хорошо укрепленные крепости — Микены и Тиринф, Строительство оборонительных сооружений становится острой необходимостью. При сооружении крепостей обычно применялась кладка из больших необработанных камней, называемая «циклопической». Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-цикло­пами, Микенские крепости, дворцы и гробницы/Микенская культура достигает вершины своего развития в период разрушения дворца в Кноссе, т. е. после 1450 г. до н. э.11 К этому времени Микены гос­подствуют над всей эгейской областью, ведут торговлю с удален­ными территориями вокруг Средиземного моря и закладывают там свои колонии.)

Микенские поселения представляют собой хорошо укрепленные крепости, архитектура которых имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Стены были выложены из каменных блоков, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление моно­лита, от первоначальных дворцовых комплексов сейчас остались толь­ко части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром плани­ровочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные пор­тики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

Наиболее сохранившимися и заслуживающими внимания соору­жениями являются гробницы, представляющие собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным купо­лом, который образуется за счет того, что каждый следующий верх­ний ряд камней выступает над нижним. Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях в Тиринфе. Из гробниц наиболее известна так называ­емая Сокровищница Атрея, расположенная недалеко от Микен. Ее диаметр 14 м, а высота купола 13 м. Длинный коридор, высеченный в скале, ведет к входу в гробницу, который образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой, имеющей сложную конструкцию.

При создании плоских перекрытий в качестве несущих элемен­тов использовались стены и пилоны, а также колонны, имевшие трехчастное деление на базу, ствол и капитель. База простой фор­мы была плоской, ствол сужался книзу в виде конуса, а приплюсну­тая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним. Оригинально решалась перемычка над входом, когда над большим каменным блоком, перекрывавшим проем входа, остав­лялось треугольное отверстие в стене, что уменьшало нагрузку на перемычку. Это отверстие обычно закрывалось плитой, украшенной рельефом. Так решены входные так называемые Львиные ворота Микенского акрополя, где был найден наиболее ранний в Европе монументальный рельеф. «Микенская культура погибла в период около 1100 г. до н, з.і2і


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: