Лекция 8. С цветными документами, по статистике, знакомится на 40 процентов больше людей, а запоминание информации улучшается на 78 процентов

С цветными документами, по статистике, знакомится на 40 процентов больше людей, а запоминание информации улучшается на 78 процентов. Использование цвета сокращает время работы с документами на 29 процентов, а время на сортировку документов уменьшается примерно на 15 процентов [30]. Такие цифровые данные показывают истинную роль цвета в дизайне.

Однако, как метко выразился Дэвид Рэндал: "Цвет - это и благословение, и проклятие". Существует масса газет деловой направленности, для которых второй, третий и тем более полный цвет неприемлемы вообще. Монохромный вид для них лучше, так как читателя ничто не отвлекает, не мешает ему сосредоточенно вникать в "сдержанную" информацию. Другой крайний случай - практически полное отсутствие чисто черного: цветные фото, яркие подложки, пестрый на них текст - словом, несуразность, невообразимое накопления красок, эффект детского рисунка.

Автоматической равенства между количеством красок и красотой нет. Общеизвестно: газетное оформление должно служить функциональности издания, удобства чтения, простоте восприятия. Если же цвет, как, в целом, и любой другой оформительский прием, затрудняют чтение, ориентирование читателя в номере, дезориентируют его, это значит, что оформитель пошел по пути бездумного украшения.

Цвет - сильнейший выделительный инструмент. Поэтому яркое цветовое пятно, поставленная на полосу без учета законов композиции, может поломать любые дизайнерские находки в макетировании, а некорректное использование цвета скорее испортит внешний вид газеты, чем, скажем, ее привычная черно-белая гамма, пусть даже использована глупо.

Задачи дизайнеров усложняются: учитывая информативность, символическое значение цвета, они должны соотнести его с содержанием отдельных публикаций, оптимизировать процесс восприятия газеты в целом - повысить выразительность формы путем привлечения внимания к отдельным элементам газеты, доставить эстетическое удовольствие читателю, а возможно, развить его эстетический вкус. В газете чаще всего эксплуатируется символическое значение цвета, значит, при этом особенно важно опираться на цветовую культуру народа, традиции использования цветов.

Однако символический язык цвета все больше становится международной. То есть восприятие цвета имеет не только национальные, но и общие особенности. Дизайнер должен учитывать настроение, создает тот или иной цвет, ведь он такой же носитель информации, как текст и иллюстрации. Он должен понимать психологическое влияние дополнительной краски на читателя, на функцию помощи читателю в быстрой и простой ориентации в газете. Это необходимо для того, чтобы цвет не оказался просто декоративным элементом, без которого газета не только ничего не потеряла бы в оформлении, но выглядела бы даже лучше.

В общем, цвет лучше использовать только для газетных иллюстраций, а черный цвет оставить для заголовков и основного шрифта публикаций.

Цветовая схема издания должна соответствовать содержанию и целевой аудитори. Она должна усиливать выразительность, при этом не отвлекая и не запутывая читателей. Цветовая гамма дает возможность выделить наиболее важные элементы страницы - навигационные элементы, содержательные блоки, акценты, заголовочный комплекс. Цвет играет роль подключения или отключения внимания от объекта. Цветовая гамма выражает настроение и подчеркивает индивидуальность издания, демонстрирует его назначения и цели, устанавливает идентичность, объединяющая элементы страницы с ее заголовком. Выбирая цвета, дизайнеры всегда опираются на понимание их культурного и эмоционального значения, символику цвета. Например, красный - цвет огня, пожара, крови и не ассоциируется со спокойствием или миром. Зеленая шляпа в Китае символизирует, что женщина обманывает мужа, но во многих других регионах (Индия), зеленый ассоциируется с деньгами, процветанием и благополучием. Академические исследования восприятия цвета различными группами населения показали, что мужчины предпочитают синем по сравнению с красным, женщины - наоборот. Другой пример: мужчины выбирают оранжевый вместо желтого, а женщины - желтый вместо оранжевого. Для молодой аудитории дизайнеры выбирают яркие оттенки, для старшего поколения - более спокойные, сдержанные цвета.Как сам цвет, так и его словесное обозначение (написание) могут вызывать определенную психологическую готовность реагировать на этот цвет. Но важно не только то, каков этот цвет, а то, с какими фрагментами реальности он сочетается. Цветовые решения выполняют функцию ориентировки, они являются своеобразными указаниями на свойства предметов и явлений [30].

Как правило, цвет реже используется при работе со шрифтом, по крайней мере на больших отрезках текста. Следует помнить, что необходимо облегчать, а не усложнять процесс чтения с монитора, а значительная часть цветного текста, особенно при использовании цвета с высокой яркостью, трудно воспринимается глазом.

Желтый цвет может быть сложным для понимания через разные эффекты, которые он совершает на зрителя. Люди ассоциируют желтый кольев с теплом (солнцем), счастьем, весной, юностью. Человеческий глаз обрабатывает желтый цвет быстрее, чем другие. Поэтому некоторые компании, которые хотят, чтобы их ассоциировали с быстрым обслуживанием, используют преимущественно желтый (традиционный цвет такси, логотип «Western Union»). Желтый также наводит на мысль об опасности. Желтые дорожные знаки предупреждают, даже природа использует его для обозначения опасности (укус пчелы). Людей больше всего раздражает, когда их поле зрения полностью заполнено желтым. Поэтому желтый надо использовать скупо, лишь как контрастный элемент и никогда - как фон.

Дополнительные значения цвета - сплетни и трусость. В зависимости от контекста желтый может символизировать с одной стороны интерес к окружающему, активность, целеустремленность, оригинальность, справедливость, открытость, свободу, с другой - сарказм, нетерпимость, критичность.

Зеленый. Трава, деревья и другие природные организмы - зеленого цвета, когда они живы. Зеленый наводит на мысль о свежести или о новой жизни и широко применяется, чтобы символизировать исцеления. Зеленый также символизирует богатство (и его негативные аспекты - скупость и зависть). Зеленый может быть воплощением твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивления изменениям. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. Зеленый цвет символизирует напряжение - это дамба, сдерживающая соблазна внешних раздражителей, которым противостоит человек. Это усиливает чувство гордости, осознание превосходства над другими людьми, способности контролировать события, управлять и направлять их.

Красный - символ страсти, огня, жары, гнева. Это очень возбуждающий, самоуверенный цвет. Его следует использовать, чтобы обозначить четкие высказывания. Красный цвет, если его использовать в чистых, средней насыщенности тонах, символизирует силу. Более темные, более мрачные оттенки символизируют ненависть, кровь, сражения, войны [11]. Красный цвет - это выражение жизненной силы, активности нервной системы, он олицетворяет человеческие желания и стремления. Красный - это желание достичь результатов, это страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность и богатство опыта. Красный цвет - это импульс, воля к победе, стремление к активной деятельности, спорта, борьбы, соревнований [18].

Красный цвет считается наиболее действенным, активным; символизирует опасность и запрет, но и любовь, власть, огонь, войну; психологическое воздействие – тревожный, полный достоинства, страстный.

Оранжевый – сильно действующий, увлекающий, вызывает легкое возбуждение, создает ощущение благополучия; символизирует наслаждение, праздник, великодушие, благородство. Замечается издалека, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Розовый цвет рассматривается как цвет маленькой девочки. Он может также эффективно использоваться для того, чтобы представить свободно отданное чувство, например, любовь родителей к ребенку или любовь между членами семьи. Розовый используется также, чтобы усилить ощущение сладости. Розовый символизирует романтичность, женственность, уязвимость, легкомыслие.

Пурпурный. Темные оттенки пурпурного наводят на мысль о королевской честь, иногда используются для того, чтобы обозначить мудрость. Средние оттенки рассматриваются как претендующие на причудливость и яркость. При использовании этого цвета следует проявить осторожность как через довольно противоречивое символическое значение, так и за его довольно сильную половую специфику: некоторые мужчины воспринимают пурпурный как цвет женщин. Дополнительные значения: фантазия, импульсивность, мечтательность, артистизм, мистичность, вдохновение, сочувствие, мудрость, духовность, благородство, величие, закон, власть.

Символическое значение голубого цвета также зависит от силы и насыщенности тона. Светлый, чистый голубой цвет поддерживает ощущение воздушности, фантазии. Но слишком много голубого, например, голубой текст на голубом фоне или с голубым штриховым рисунком может оказывать угнетающее впечатление. Никогда не используйте голубой как единственный цвет на рисунке, чтобы не заставить читателя думать о чем-то печальное. Средние оттенки голубого цвета, которые называют «профессиональными голубыми», часто используются как фон для политических фигур, чтобы усилить их правдивость, традиционные консервативные ценности, их честность и непреклонность. Термин «голубая кровь» давно используется для того, чтобы обозначать лояльность и патриотизм. Поскольку наш организм вырабатывает больше эндорфинов при наличии голубого цвета, заставляя нас чувствовать себя лучше, то появляется впечатление, что читатель чувствует себя лучше, потому что доверяет политикам.

Синий – обусловливает серьезность, строгость в поведении; воспринимается как отдаляющий, таинственный.

Фиолетовый – обладает большой выразительностью, настраивает на роскошный, торжественный лад; символизирует мудрость, зрелость; психологическое воздействие – важный, церемониальный, таинственный.

Серый цвет - наиболее привлекательный для творческих людей. Они хорошо работают и хорошо себя чувствуют в сером окружении, они полюбят тонкую элегантность серого на сером. Однако серый цвет имеет сильную негативную символику. Люди рабочего класса ассоциируют серый с промышленным спецодеждой и плохо на него реагируют. Люди, живущие во влажных, дождливых районах, воспринимают серый как безрадостный. Серый также может символизировать реализм, осведомленность, трезвое мышление, стабильность.

Вследствие того, что каждый монитор имеет различные цветовые возможности и настройки, зеленый цвет, например, выбранный для шрифта заголовка, может быть иным, чем тот зеленый, который увидит посетитель, зайдя на сайт. Большинство программ Веб-дизайна имеют встроенную палитру из 216 цветов «Web-safe», в отношении которых можно предположить, что они будут одинаковыми независимо от того, откуда просматривать сайт. Если же использовать цвет не из этой гаммы, могут происходить вариации, следствием которых станет плохой графический результат.

Согласно кругу естественных цветов Гете, контрастные сочетания гармоничны, взаимно дополняют друг друга:

фиолетовый и желтый,

синий и оранжевый,

красный и зеленый.

Менее гармоничны сочетания синего с желтым, желтого с красным, красного с синим, зеленого с оранжевым, оранжевого с фиолетовым, фиолетового с зеленым.

По Т. Кенигу, наиболее предпочтительны такие цветовые комбинации:

красного с темно-синим и зеленым,

оранжевого с небесно-голубым, фиолетовым,

желтого с пурпурным и синим,

зеленого с фиолетовым,

фиолетового с оранжевым.

Сомнительны сочетания красного с желтым, оранжевого с красным, желтого с фиолетовым, зеленого с пурпурным и желтым. Не нравятся сочетания красного с фиолетовым и пурпурным, оранжевого с желтым и сине-зеленым, желтого с зеленым, зеленого с синим и оранжевым, фиолетового с пурпурным и синим.

Среди особенностей цветового контраста есть и такие: светлый цвет, находясь рядом с темным, кажется еще светлее, а темный рядом со светлым – темнее; красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее; на красном фоне серый квадрат будет казаться зеленоватым, на желтом – синеватым, на зеленом – слегка розоватым, а на синем – желтоватым (хроматический контраст).

Важно применять цвет в соответствии с внутренними потребностями газетной формы; учитывать информативность цвета как средства дополнительного обозначения объекта, а не применять его лишь в смысле украшения. В местных газетах, использующих дополнительный цвет для выделения главных материалов, основных рубрик, заголовков, линеек, подложек и даже отдельных текстов, нередко не продумывают заранее, как будут применять цвет, а «красят» полосы лишь после того, как они сверстаны. Это приводит к ошибкам, нефункциональному, случайному использованию цвета.

Оптимизация процесса восприятия предполагает, прежде всего, контрастность тех или иных изображений. Оформители молодежных, бульварных, рекламных газет любят использовать «выворотки» в заголовках, рубриках, «врезках», а теперь все чаще и при оформлении отдельных материалов, полагая, что обратная контрастность имеет преимущества перед прямой. При этом, во-первых, обилие темных пятен, которые к тому же зачастую соседствуют с жирными линейками, создают излишнюю пестроту, а порой и траурность в газете. Во-вторых, названное выше преимущество вовсе «не распространяется на буквы и различные графические символы, знаки», а именно в таком качестве перечисленные выше газеты используют «выворотки»; черные же знаки на белом фоне воспринимаются лучше – и это доказано экспериментально, – чем белые на черном: «Наиболее удобочитаем цветовой шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных плашках. Выворотная печать менее удобочитаема из этих трех видов цветовой печати». Психолингвист З.И. Клычникова, которой принадлежит этот вывод, приводит и несколько примеров несовпадения объективных показателей удобочитаемости с субъективными оценками: показатели удобочитаемости красного шрифта на белом фоне и красной «плашки» для белых букв средние, а субъективные оценки хорошие; объективные показатели удобочитаемости белого шрифта на черной «плашке» положительные, а субъективные оценки – отрицательные (совпадение наблюдалось только в отношении синего и черного на белом фоне).

Примеры помех, связанных с цветовыми отношениями в газете наиболее выпукло демонстрируют, как важно в целях оптимизации восприятия знать пути развития помех и их преодоления. Тем более, что цвет может активно способствовать более тесному взаимодействию, например, композиции газеты и графической композиции: «Ориентация читателя в газете ускорится, если цветные стрелки будут указывать на взаимосвязь различных материалов или текста и иллюстрации, если цветные линейки и рамки будут объединять сходные по содержанию материалы или, наоборот, разделять далекие по смыслу. В этом случае цвет принимает на себя функции упорядочения.

Стабильность оформления также может поддерживаться цветом, если постоянные рубрики, постоянные тематические страницы будут выходить в определенном цвете».

Из всего сказанного напрашиваются некоторые частные выводы и практические рекомендации:

не следует применять «выворотки» для оформления довольно объемных текстов – они не украшают газетные полосы, читатель (особенно при плохой печати) раздражается, быстро утомляется, темп чтения у него снижается, а понимание текста ухудшается (между тем, «выворотка» – сильный акцент и отличный прием оформления, используемый умелыми дизайнерами экономно и системно);

не стоит также упрощать, но и излишне усложнять рисованные рубрики и заставки, ведь, по данным ученых-психологов, “опознание простых знаков так же, как и сложных, требует большого времени и является менее точным, чем опознание знаков средней сложности».

Понятие об установившейся и неустановившейся фильтрации

подземных вод.

Фильтрация подземных вод в пористой или трещиноватой среде горных пород может иметь установившийся или неустановившийся характер. Строго говоря, движение подземных вод в горных породах всегда является в той или иной мере неустановившимся, т.е. переменными во времени. Неустановившееся движение проявляется в изменениях уровня подземных вод, что обуславливает изменения напорных градиентов, скоростей фильтрации и расхода подземного потока. Изменения могут быть вызваны влиянием естественных или искусственных факторов.

В районах, где условия питания и разгрузки подземных вод изменяются во времени незначительно, движение подземных вод можно рассматривать как установившееся, т.е. практически не изменяющееся во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: