Философские воззрения Фомы Аквинского

Фома Аквинский как систематизатор схоластики

     
 
 
   


Схема 53. Доказательства Фомы Аквинского о существовании Бога.

Таблица 19

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
     
  О бытии Фома Аквинскии разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). В качестве сущ­ности (эссенции) он подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел). В качестве существова­ния (экзистенции) он подразумевает сам факт бы­тия вещи. Фома считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существо­вание по воле Бога, т.е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Боже­ственной воли. Он доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существова­ние, может данную сущность существования и ли­шить. Поэтому окружающий мир бренен и непосто­янен, а сущность и существование едины только в Боге: он вечен, всемогущ и постоянен.
  О познании Фома Аквинскии полагает, что вера и знание — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия, хотя они одновременно уча­ствуют в процессе познания и дают истинное зна­ние. Всё в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что им непознаваемо. Разумом мож­но познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Но разумному познанию не поддаются проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога. Эти вопросы могут быть познаны только с помощью веры через Божественное откровение. Поэтому философия и теология — это разные науки. Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, а всё остальное может познать только теология.
  О человеке и его душе Согласно Фоме, индивидуальность человека опре­деляется единством души и тела, при котором жи­вотворящей силой человеческого организма об­ладает именно душа. Душа представляет собой нематериальную, бессмертную и самосущую суб­станцию, обретающую полноту в единстве с телом. Тело соучаствует в душевно-духовной деятельно­сти человека, ибо думать, переживать, целеполагать душа может только в нем.
  Об этике Фома придерживался принципа свободы воли че­ловека и развивал учение о сущем как благе, о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности бла­га. По его мнению, зло есть менее совершенное благо, допускаемое Богом для реализации всех ступеней совершенства. Блаженство есть конечная цель че­ловеческих устремлений, и оно заключается в дея­тельности разума и познании истины, т.е. Бога.
  Об обществе и государстве Как и Аристотель, Фома считает человека суще­ством общественным. Главной целью государствен­ной власти он считает содействие общему благу. Наилучшей формой правления считал монархию, но если она становится тиранией, то народ вправе выступить против нее.

Фома Аквинскии завершил построение здания католической теологии. В 1323 г. он был причислен к лику святых. В 1567 г. его признали пятым Отцом церкви (после Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина Блаженного и Григория Велико­го). В 1879 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского Льва XIII было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение нео­томизм — философско-религиозное учение, основанное на иде­ях Фомы Аквинского. В настоящее время Фома Аквинский историками философии единодушно признается центральной фигурой средневековой схоластики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: