double arrow

Философские воззрения арабских мыслителей

Мыслитель Философские воззрения
  Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) (980-1037) Согласно Ибн-Сине, универсальные идеи имеют тро­якое бытие: универсалии существуют одновремен­но до вещей, в вещах и после вещей. До вещей они существуют в Божественном разуме, затем они во­площаются в вещах, а после этого в процессе по­знания формируются в человеческом интеллекте. Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря самому себе, а мир, проистекающий от него посредством эманации, представляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания Бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное. Хотя Ибн-Сина видел связь между телом и душой, он не был материалистом и верил в бессмертие души.
  Ибн-Халдун (1332-1406) Философ, создавший фундаментальную работу под названием «Большая история, или Книга поучи­тельных примеров и диван сообщений о днях ара­бов, персов и берберов и их современников, обла­давших властью великих размеров». Введение к этому труду представляет собой энциклопедиче­ское произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и крушении го­сударств, о земледелии и ремеслах, финансах, на­уках, искусствах и т.д. Ключевая мысль этого про­изведения — влияние экономики на жизнь госу­дарства, поэтому философа часто называют «арабским Марксом». Ибн-Халдун впервые пока­зывает, как в результате возникновения в общине избыточного продукта происходит разложение пер­вобытнообщинных отношений и формирование от­ношений иного типа, в ходе чего образуется госу­дарство. Распределение прибавочного, а затем и части необходимого продукта внутри него и в ин­тересах его аппарата имеет последствием стагна­цию цивилизации и гибель этого государства.
  Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) Арабский философ, который поставил своей зада­чей дать более правильное толкование учения Ари­стотеля, чем дали предшествующие арабские фи­лософы. Аверроэс, как и Фома Аквинский, утвержда­ет, что бытие Бога может быть доказано разумом независимо от откровения. То есть он обосновывал превосходство разума над верой и доказывал пра­во богословов заниматься философскими пробле­мами. Ибн Рушд отрицал бессмертие души. В этом также проявилось влияние Аристотеля, который склонялся к мысли, что душа человека смертна.
  Ибн-Араби (1165-1240) Яркий представитель религиозного мистицизма, представленного в первую очередь суфизмом, в ос­нове которого лежит вера в возможность созерца­ния божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от материального мира. Для Ибн-Араби Бог одновременно слит с миром, является им, неотделим от него и в то же время внеположен ему, поскольку является порядком, организующим этот мир. В одном из сочинений этого философа мы на­ходим:

Окончание таблицы 18

     
    «Миропорядок есть целиком Бог или цели­ком Творение, ибо он (миропорядок) — Творение в одном отношении, он же — Бог в другом отноше­нии, суть же едина. Ведь воплощенная сущность фор­мы, в которой Он проявился, есть воплощенная сущ­ность формы того, кто принял сие проявление».

 
 


· Стала связующим звеном между античной философией и филосо­фией эпохи Возрождения и Нового времени.

· Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии и христианского учения.

· Способствовала расчленению философии на новые сферы (поми­мо онтологии — учения о бытии, выделилась гносеология — учение о познании).

· Способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный и появлению в будущем эмпиризма и рационализма как направлений философии.

· Пробудила интерес к осмыслению проблемы времени и исторического процесса

· Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: