Главные представители и идеи Реформации

Представитель Основные идеи
     
  Мартин Лютер (1483-1546) Доктор теологии, основоположник Реформации, который 31 октября 1517 г. на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии прибил 95 тези­сов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. М. Лютер призывал к тому, чтобы общение между Богом и верующими происходило напрямую. Он считал, что между Бо­гом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь. Поэтому необхо­димо упрощение обрядов: Церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям. Он призывал к необходимости уменьшения влияния на политику государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, к поднятию автори­тета государственных институтов и светской влас­ти. Дело служения Богу должно быть не столько профессией, которую монополизировало духовен­ство, сколько функцией всей жизни верующих хри­стиан. Поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и за­претить индульгенции. Верующий достигает спасе­ния души не потому, что выполняет церковные ри­туалы, а лишь благодаря вере, которую он получа­ет непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения становилось снижение статуса церков­ных служителей и Церкви в целом. Лютеранство, окончательно сложившееся в Германии после смер­ти его основателя, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком.

Продолжение таблицы 22

     
  Жан Кальвин (1509-1564) Крупный лидер бюргерско-евангелической Ре­формации, продолживший дело Лютера и система­тизировавший его идеи. По Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопреде­ления: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Доб­росовестное отношение к своему делу — путь к спасению, а успех в работе — признак богоизбран­ности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собствен­ное теоретическое религиозно-философское уче­ние и систематизировал идеи Лютера, но и вопло­тил протестантизм на практике. Он возглавил ре-формационное движение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной (сам Кальвин полу­чил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удалось подчинить кальвинистской Церкви свет­скую власть, а также провести реформы как внут­ри собственной Церкви, так и в городе: были за­прещены пышные католические обряды, праздни­ки, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский над­зор за населением, целью которого было воспита­ние граждан в духе аскетизма, пуританизма и доб­росовестного отношения к работе. Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсали­зация Реформации, превращение ее из узкогер­манского в международное явление.
  Томас Мюнцер (1490-1525) Один из лидеров Реформации, возглавивший на­родное направление. Будучи священником, он сна­чала примкнул к Лютеру, стал его сторонником, но в 1520 г., через три года после начала Реформа­ции, разошелся с учителем. Во многом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справедливости, «Божьего царства» на Земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классо­вое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес. Поэтому част­ный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу, а власть и собственность должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям». В 1524-1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антика­толическую и революционную по социальным це­лям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна. Сам Мюнцер погиб.

Окончание таблицы 22

     
  Эразм Роттердамский (1469-1536) Выдающийся мыслитель-гуманист, филолог и поэт эпохи Возрождения, властитель дум гуманистиче­ски мыслящей интеллигенции. В полемике, проис­ходящей по вопросу Реформации, отстаивал веро­терпимость. Он был врагом религиозного фанатиз­ма (поэтому философ Вильгельм Дильтей назвал его «Вольтером XVI века»), сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Он со­здал так называемую «философию Христа», кото­рая была переработкой христианской этики в со­ответствии с принципами ренессансного гуманиз­ма. В наиболее известной свой работе «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеивал нра­вы и пороки современного ему общества (богослов­ские споры, обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание сожжения еретиков и грабительских войн)

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: