Специфика и направления философии XVII в

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Специфика философии XVII в. проявилась в том, что в этот период:

ü Активно развивается наука: появляется множество открытий, которые оказывают огромное влияние на развитие философии и особенности философской мысли.

ü Укрепляется вера в способность разума осваивать мир и воздейство­вать на него: открытие целого ряда законов создает у ученых и филосо­фов впечатление, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны.

ü Происходит разрушение антропоцентризма: Вселенная предстала не как механизм, «вращающийся вокруг человека», а как огромный меха­низм, который уже не мог быть специально устроенным для того, чтобы удовлетворять потребности людей. Человек XVII в. пережил то же самое, что переживает любой ребенок, осознавая, что этот мир не предназна­чен исключительно для него и родители не являются могущественными существами, способными удовлетворить любое его желание.

ü В качестве модели для построения картины мира использовались идеи механики — наиболее развитой отрасли знания, причем философы исхо­дят из предположения, что все сферы бытия функционируют в соответ­ствии с ее законами.

ü Отдавалось предпочтение метафизическому методу: мир рассматри­вался как совокупность тел, которые существуют, не изменяясь. Но если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. Следовательно, и изу­чать их необходимо отдельно друг от друга.

ü Особый интерес проявлялся по отношению к проблемам познания: в Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Это было связано с быст­рым ростом значимости научных методов для культуры и социально-эко­номической жизни того времени. Философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественно­научного познания.

 
 


Схема 62. Основные направления европейской философии XVII в.

Следует отметить, что противоположность подходов к изуче­нию реальности со стороны эмпириков и рационалистов, суще­ствовавшая в XVII в., была впоследствии преодолена в немецкой классической философии XIX в. Современные же исследователи социально-гуманитарных, естественнонаучных и философских проблем используют оба подхода.

Рационализм и дуализм Р. Декарта

 
 
Рене Декарт (1596-1650) — выдающийся французский философ и ученый-математик, основоположник рационализма. Он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попы­тался примирить материалистическое и идеалистическое направле­ния в философии. К основным работам Декарта можно отнести «Рас­суждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641) и «Начала философии» (1644).


Таблица 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: