Главные представители философской герменевтики

Представитель Основные идеи
     
  Фридрих Шлейермахер (1768-1834) Считал, что при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с по­мощью второго — «дух автора». Толкование тек­ста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сход­стве автора и читателя в тексте не останется скры­того смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их со­вокупностью): а) дивинации, т.е. искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора про­изведения; б) сравнения, т.е. сопоставления фак­тов, других данных. Дивинация должна чередовать­ся со сравнением, и наоборот.
  Мартин Хайдеггер (1889-1976) Совместил герменевтику и экзистенциализм, сформулировав учение об экзистенциалах — условиях человеческого существования. Их два: 1) положенность: человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», т.е. он есть, а уже затем мыслит); 2) понимание: человек обнаружи­вает, что он есть, становится понимающим, а пони­мание есть истолкование и интерпретация (чело­век истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни). По­этому бытие человека изначально герменевтично, т.е. базируется на понимании.
  Ганс Гадамер (1900-2002) Призывал к тому, чтобы философия с позиций по­знания (гносеологии) перешла на позиции пони­мания (герменевтики). По мнению Гадамера, понимание «задано традицией, в рамках которой мож­но жить и мыслить». При этом понимание возникает не сразу, ему предшествует «предпонимание», ко­торое можно «исправлять», «корректировать», но полностью освободиться от него нельзя, ибо «предпонимание» — посылка всякого «понима­ния». Что такое предпонимание? Главное в нем — «предрассудок». Предрассудок — не логическая предвзятость. Он отражает состояние общества и познающего, «понимающего» субъекта. Это — фундамент понимания, раскрывающий суть эпохи.
  Поль Рикёр (1913-2005) Считал, что цель философии заключается в том, чтобы разработать метод понимания человече­ской субъективности. В качестве данного метода Рикёр предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека че­рез его три измерения — прошлое, настоящее, бу­дущее. Герменевтика является этапом в работе по выявлению мышлением смысла, скрытого в симво­ле. Всякая интерпретация имеет целью преодо­леть расстояние, дистанцию между минувшей куль­турной эпохой, которой принадлежит текст, и ин­терпретатором.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: