Главные представители экзистенциализма XX в

Представитель Основные идеи
     
  Карл Ясперс (1883-1969) Одним из первых поднял экзистенциалистские про­блемы в XX в. в работе «Психология мировоззре­ний» (1919). Согласно Ясперсу, человек обычно живет заброшенной, не имеющей большого смысла жизнью — как все. При этом он даже не знает сво­их скрытых способностей, возможностей, подлин­ного «Я». Но в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Яс­персу, это пограничные ситуации — между жиз­нью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осоз­нает себя и становится самим собой, он соприкаса­ется с трансцедентальностью — высшим быти­ем. Вся жизнь человека осознанно или неосознан­но направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого выс­шего абсолюта.
  Мартин Хайдеггер (1889-1976) Занимался разработкой основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире (имену­ется философом «бытие в мире»). В свою оче­редь, «бытие в мире» состоит из «бытия с други­ми» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «та­кого, как все». «Бытие самого себя» одновремен­но с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «дру­гим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
  Жан Поль Сартр (1905-1980) Его основной проблемой является проблема выбора, а центральным понятием — «для-себя-быгие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для че­ловека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полнос­тью осознать себя человек может только через «для - другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». При этом важнейшим условием жизни человека, ее «стерж­нем» и основанием активности является свобо­да. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, судьбоносном, когда реше­ния избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека — это цепоч­ка различных «маленьких жизней», отрезков Раз­ного бытия, связанная экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д. По Сартру, свобода человека абсолютна, безотносительна. Человек ответствен за всё, что он совершает.

Окончание таблицы 33

     
  Альбер Камю (1913-1960) В центре его внимания находилась проблема смыс­ла жизни. Камю считал, что жизнь человека, в сущности, бессмысленна. Большинство людей живут мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придают своей жиз­ни целенаправленного смысла. Те же, кто напол­няет жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся впе­ред, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Поэтому жизнь чело­векаабсурд (т.е. не имеет оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдно­сти жизни: соприкосновение со смертью, при кото­ром многое, ранее казавшееся важным для чело­века (увлечения, карьера, богатство) кажется бес­смысленным, и соприкосновение с окружающим миром, природой, при котором происходит осозна­ние того, что человек беспомощен перед существу­ющей миллионы лет природой. В итоге смысл жиз­ни, по Камю, находится не во внешнем мире (успе­хах и неудачах), а в самом существовании человека.

Философская герменевтика

 
 
Герменевтика — современное направление в философии, кото­рое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации и понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, «посредника между богами и людь­ми», который истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам. Основные вопросы герменевтики: первый — «Как возможно понимание?» и второй — «Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?» С точки зрения герме­невтики, существовать — это значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся «герменевтический тре­угольник» (взаимоотношения между автором текста, самим тек­стом и читателем) и «герменевтический круг» (циклический ха­рактер процесса понимания). Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуацийслучаев, когда необ­ходимо правильное истолкование и понимание текста.


Таблица 34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: