Главные представители славянофильства

Представитель Основные идеи
     
  Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) Родился в дворянской семье, получил европейское образование, был дружен с Г. Гегелем и Ф. Шлейрмахером. Но в, то, же время Иван Киреевскийединственный русский философ, который имел христианский религиозный опыт. Постигнув этот опыт, он написал работы: «О характере просвеще­ния Европы и его влиянии на характер просве­щения России», «О возможности и необходимости новых начал философии» (работа осталась неза­конченной), статьи «В ответ Хомякову», «XIX век» и многие другие работы. В этих работах можно найти тему критического осмысления западноевропей­ской философии и создания на основе этого рус­ской философии. Критически анализируя запад­ноевропейскую культуру и философию, философ выявляет отвлеченный характер западноевропей­ского мышления как его существенную (сущност­ную) характеристику. Он признает высокие дос­тижения европейской культуры в развитии быта и комфорта, но в то же время осознаети ее слабые стороны: состояние отчужденности, разрозненно­сти. Сущность западного мышления — в его отвле­ченном характере. Киреевский обнаруживает, что в русской культуре доминирует иная черта: не от­влеченность, а целостность. Истоки целостности (цельности) Киреевский обнаруживаете восточном православии, в особенностях образа жизни русского человека, для которого важны и чувства (вера), и разум в политической, правовой сфере и т.д. Согласно Киреевскому, смысл жизни человека в том, чтобы преодолеть греховность и восстановить собственную сообразность Богу.Этовыражается в богословском термине «обожение» — восстанов­ление сообразности с Богом.
  Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Находился в родстве с И.В. Киреевским по мате­ринской линии. Автор очень многих философских работ, он одним из первых изложил позицию сла­вянофилов. В статье «О старом и новом», опубли­кованной в 1839 г., Хомяков писал: «...мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, зани­мая случайные открытия Запада, но придавая имсмысл более глубокий или открывая в них те чело­веческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов её— светил путеводительных для будущего наше­го развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на свято­сти уз семейных и на неиспорченности нашего пле­мени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в оригинальной красоте общества, соединяющего пат­риархальность быта областного с глубоким смыс­лом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью». Анализируя проблему личности и ее свободы, Хомяков выделил два типа личности и исторических народов: иранский тип, символизирующий преобладание свободы над не­обходимостью; кушитский тип, символизирующий преобладание необходимости над свободой.

Окончание таблицы 35

     
    Глав­ный критерий, по которому различаются эти наро­ды,— критерий свободы и необходимости. Иран­ские народы тяготеют к осуществлению принципа свободы. У них свобода преобладает над необхо­димостью. Кушитские народы — древние народы эфиопско-африканского типа,привыкшие к раб­скойзависимости и покорности. Олицетворением иранского типа отношений Хомяков считал хрис­тианство. По его мнению, если христианство не извращать, то оно есть религия свободы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: