Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого

 
 


ê Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) будущее России ви­дел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву»,т.е обычаи и традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий чело­века от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Досто­евского (которыми пропитано всё его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

1) путь человекобожества — это путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе де­лать всё. Он сам пытается стать Богом вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах;

2) второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоев­ский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Ж.-П. Сартра, А. Камю и мно­гих других).

ê Лев Николаевич Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину — толстовство. Его суть состоит в сле­дующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, рели­гия — это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле — это смерть и насилие. Поэтому необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека долж­но быть непротивление злу. Государство, с точки зрения Толстого, является отживающим институтом и, поскольку оно является аппа­ратом насилия, не имеет права на существование. Поэтомунеобхо­димо всеми возможными способами подрывать государство, игно­рировать его: не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д. За свои религиозно-философские взгля­ды Л.Н. Толстой в 1901 г. был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. Тем не менее в XX в. в России и ряде зарубеж­ных стран возникали общины толстовцев, многие из которых просу­ществовали несколько десятилетий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: