double arrow

Этапы формирования мировой экономики

Сущность мирового хозяйства.

Тема 2. МИРОВОЙ РЫНОК.

Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению - это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Различие между определениями становится все менее и менее заметным, т.к. почти все отрасли взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Классификация международных экономических отношений.

1.Международная торговля товарами и услугами.

2.Международное движение капитала.

3.Международная миграция рабочей силы.

4.Торговля знаниями (передача технологий).

5.Валютно-расчетные отношения.

6.Кредитные отношения.

7. Кооперация производства.

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли.

Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира - вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV - XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).

Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении - из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения.

1-й период - с начала Первой мировой войны до начала 50-хгг. XX в. Характеризуется сворачиванием мирохозяйственных связей (войны, революции, кризис 30-хгг.) в сочетании с частичным восстановлением их в 20-егг. и после Второй мировой войны.

2-й период - 50-70-егг. Возникновение интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.

3-й период - 80-90-егг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.

3. Структура мирового рынка.

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия.

В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.

Рынок базовых товаров и рынок готовых изделий - это разные этажи мирового рынка.

Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

I.Верхний «этаж» мирового рынка включает.

1-й ярус - низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности).

2-й ярус - среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки).

3-й ярус - высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II.

Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

111 Нижний «этаж» - это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.

4. Конкурентная борьба на мировом рынке.

Различные этажи мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя составляющими.

1) природными качествами.

2) издержками производства, хранения и транспортировки.

Природные свойства многих товаров (говядины, апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их конкурентоспособности становится цена, а точнее издержки производства, хранения и транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической оснащенности производства.

Главная форма борьбы за рынки таких товаров - ценовая конкуренция.

Основой конкуренции на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий изменчиво.

С. Линдер описал особенности международной торговли готовыми изделиями.

1. Так как оптимум качества и цены приобретаемых готовых изделий обычно зависит от объема платежных средств импортера (от среднего уровня доходов в стране), то потребительские товары лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества - в страны с умеренными доходами и т.д.

Поэтому государства со схожими уровнями подушевых доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по ассортименту и по качеству). Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает м/у богатыми странами. Основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары. Дело здесь не столько в высоких доходах, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга.

2. Страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий.

Структуры их спроса и предложения близки, но не совпадают, т.к. инновация в производстве товара появляется сначала в одной стране. А поскольку в развитых странах инновации имеют место постоянно, то у них всегда есть возможность обмениваться новинками готовых изделий. Поэтому между такими странами интенсивно развивается внутриотраслевая торговля.

Названные особенности конкуренции определяют и торговую политику государств, точнее степень тарифной и нетарифной защиты ими внутреннего рынка.

5. Государственное регулирование мировой торговли.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как.

- таможенные тарифы.

- ограничительные условия.

- межгосударственные договоры и соглашения.

- мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны 2 основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм - это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма.

1.Тарифные методы.

2.Нетарифные методы.

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины).

Таможенный тариф - это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Таможенный тариф выполняет следующие функции.

1) фискальная (пополнение доходов бюджета).

2) защитная (защита отечественных производителей от конкуренции).

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров).

4) торгово-политическая.

Владелец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Нетарифные методы делятся на группы.

1) административные меры или количественные ограничения (лицензирование, контингентирование, сертификация).

2) технические меры (маркировка и упаковка, ветеринарный и гигиенический контроль, определенные стандарты качества).

3) экономические (валютный контроль, НДС, обеспечение уплаты таможенных платежей, контроль за ценами, государственная монополия на внешнюю торговлю, государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну).

Нетарифные (количественные) ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу.

Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран.

Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к тем товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование - это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенных наименований.

Из всех видов нетарифных барьеров квоты получили наибольшее распространение.

При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров.

Основную роль в этой системе играют кредитные и финансовые инструменты.

Кредитные средства используются в 2 формах.

- предоставление экспортных кредитов на более благоприятных условиях.

- страхование экспортных операций (кредитов), что позволяет банкам предоставлять их на льготных условиях.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии.

Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую деятельность, также позволяет продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Продажа товара на внешнем рынке по более низким ценам, чем на внутреннем или дешевле стоимости его производства, называется демпингом.

Еще одной формой торговых барьеров являются добровольные экспортные ограничения - квоты. Экспортеры продукции дают согласие на добровольные ограничения в обмен на смягчение торговых барьеров со стороны государства, в которое направляются товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: