Типы, задачи и методы формирования решений

Аннотация

Часть 12. Интеллектуальные технологии и системы

РАЗДЕЛ 5. ОСОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Поля Running totals.

Специальные поля, позволяющие контролировать подсчет итогов, могут использоваться для решения следующих задач:

­ подсчет значений итогов по каждой записи,

­ создание итогов, независимых от группирования записей,

­ вычисление итогов с использованием условий,

­ вычисление итогов для таблиц со связью «один-ко-многим».

В зависимости от той области отчета, в которой будет помещено поле Running totals, результат, возвращаемый формулой, будет различным.

­ Report Header возвращает только первую запись отчета.
Page Header cоздает итог и включает в него первую запись текущей страницы.

­ Group Header cоздает итог и включает в него первую запись текущей группы.

­ Details area cоздает текущий итог для каждой записи (с накоплением).
Group Footer cоздает общий итог для каждой группы.
Report Footer cоздает итог и включает в него первую запись со следующей страницы.

­ Page Footer cоздает общий итог для всех записей.

В результате изучения данной части студенты должны изучить основные понятие и определения теории интеллектуальных информационных систем; классификацию интеллектуальных информационных систем; применение интеллектуальных технологий в экономических системах; использование автоматизированных систем во внешнеэкономической деятельности.

Конечный продукт работы любого менеджера – это решения и действия. Принятое менеджером решение ведет либо к преуспеванию предприятия, либо к неудачам. Принятие решения – это всегда выбор определенного направления деятельности из нескольких возможных.

Процесс управления в экономике реализуется исключительно посредством формирования и реализации управленческих решений. Основные типы управленческих решений:

1). Оперативные решения принимаются в условиях определенности, поэтому процесс их принятия является относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры (характеристики) производства, используемые в процессе принятия решения, определены, их оценка известна с требуемой точностью. Например, работники отдела поставок для принятия решения проверяют соответствие запасов выполнению заказов, договоров и потребностям предприятия и изменяют предыдущее количество заказов, если количество товаров на складе снизилось.

2). Тактические решения обычно принимаются управленцами среднего уровня, ответственными за обеспечение средствами для достижения целей и намерений, поставленных лицом, принимающим решение (ЛПР) верхнего звена. Ответы на такие вопросы: «Каковы должны быть кредитные лимиты для определенного класса заказчиков?», «При каких условиях давать скидку заказчику?». Это примеры тактических решений, принимаемых на среднем уровне.

Тактические решения не так рутинны и структурированы, как оперативные. Во многих случаях все главные параметры объекта управления, входящие в состав тактического решения, неизвестны. Например, выбор дешевого поставщика сырья может стать большой комплексной проблемой. Некоторый поставщик может предлагать самые низкие цены, но необходимо знать причины этого. Возможно, что качество продукта нового поставщика, его надежность поставки и обслуживания неизвестны. Этот недостаток ясности взаимосвязи между переменными ведет к неопределенности, даже если действия управленца совершенны.

3). Стратегические решения принимаются на основе целей компании, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базироваться долгосрочное планирование, а также критические факторы деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений. «Какой стратегии мы должны придерживаться, чтобы быть конкурентоспособными: дешевый поставщик или что-то другое?» «Хоти мы завоевать весь рынок или его определенную часть?»

Стратегическим решениям присущи долгосрочность, комплексность, неструктурированность и непериодичность. Большинство характеристик, которые следует учесть, не могут быть определены. Во многих случаях информация, используемая для принятия решения, основывается на интуиции и мнении других ЛПР.

Задачи принятия решения можно классифицировать по следующим признакам:

- по степени определенности;

- критериальности;

- коллективности.

1). Степень определенности зависит от условий, в которых принимается решение. Известны три степени определенности: полная определенность, рисковая ситуация и неопределенность.

Под определенностью понимается ситуация, при которой каждому варианту решения известен вполне определенный набор последствий. Для расчетов, как правило, применяются детерминированные зависимости, а исходные данные достаточно достоверны. При этом задача хорошо формализована (имеется модель решения), существует критерий оценки качества решения и последствия принятия решения можно предвидеть.

В случае принятия решения в условиях риска каждый вариант решения характеризуется несколькими ситуациями, которые могут наступить с разной вероятностью, и при этом для каждого из них известен набор последствий. Вероятность может быть вычислена с помощью статистических данных.

Принятие решений в условиях неопределенности происходит в том случае, когда в процессе принятия решений используют неточную, неполную или слабоструктурированную информацию. Формальные модели либо отсутствуют, либо сложны. Вероятности наступления событий не определяются.

2). С помощью признака критериальности все задачи принятия решений можно разделить на два класса: однокритериальные и многокритериальные. Если процесс принятия решений характеризуется несколькими критериями, то должен быть способ их согласования. Это позволит ответить на вопрос, какое соотношение между оценками является наилучшим.

3). Признак коллективности делит все задачи принятия решений на те, что принимаются одним лицом, и те, что принимаются коллективом.

На практике задача принятия решения характеризуется одновременно несколькими значениями перечисленных выше признаков классификации. Например, решение принимается: а) в условиях неопределенности, на основе одного критерия группой экспертов; б) в условиях риска на основе нескольких критериев одним лицом.

Методы формирования решений создаются в соответствии с их типом. Понятие «метод формирования решений» является многоуровневым и включает в себя сочетание базовых и специфических методов решения разного рода задач. Базовые – это общие методы, предназначенные для решения широкого круга задач, а специфические отражают особенности узкого круга задач.

К базовым методам относят методы оптимизации (линейные, нелинейные); целевое управление; сетевое планирование и управление, статистические методы (временные ряды, уравнения регрессии, прогнозирование и т.д.); факторный анализ; имитационные моделирование; таблицы решений; нечеткие множества; математический анализ и т.д.

К специфическим методам можно отнести управление проектами, перевозками, запасами, цехом и т.д.

Метод формирования решений, как правило, включает в себя один – два базовых и несколько специфических методов решения задач. Устойчивое, широко применяемое их сочетание может приобретать имя, и тогда оно получает свое собственное название. Например, сетевое планирование и управление в сочетании с методами оптимизации управления перевозками получило название «Оперативный анализ и управление перевозками».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: