Тема 3.1 Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Раздел 3 Международные аспекты ценообразования

Федеральная служба по тарифам находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной службы по тарифам являются:

а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление
контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и
применением цен (тарифов):

в электроэнергетике;

в газовой отрасли;

в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

на железнодорожном транспорте;

в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

в отношении продукции ядерно-топливного цикла;

в отношении продукции оборонного назначения;

в отношении водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации;

в отношении этилового спирта из пищевого сырья, производимого на территории Российской Федерации;

б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов, организациями,
осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.

Трансфертные цены - это цены, по которым производится продажа товаров в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия или между подразделениями в разных странах.

Трансфертное ценообразование (transfer pricing) - варьирование контрактной ценой при сделках между связанными между собой компаниями по отношению к ее рыночным значениям. Применяется для перераспределения общей прибыли в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции. Это - наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования. Основная цель внутрикорпоративного ценообразования - минимизация налогообложения.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

Цели трансфертного ценообразования

1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

3) Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Трансфертное ценообразование существует там, где имеют место трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы. Таким образом, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования.

В России налогообложение при трансфертном ценообразовании регулируется статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Согласно действующей редакции этих норм взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности:

А. Непосредственное и (или) косвенное участие одной организации в другой организации, если суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов (правильнее было бы говорить не о доле участия в другой организации, а о доле участия в уставном (складочном) капитале другой организации).

Б. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Исходя из смысла указанной нормы следует, что речь идет о физических лицах, которые состоят в трудовых отношениях, регулируемых Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), поскольку речь идет о должностном положении.

В. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за правильностью исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения налогоплательщиком цен лишь:

— по сделкам между взаимозависимыми лицами;

— по товарообменным операциям;

— по внешнеторговым сделкам;

— при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ цена является рыночной, если:

1) товары обладают одинаковыми или сходными характеристиками;

2) сделки совершены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;

3) сделки совершены в сфере свободного обращения соответствующих товаров, то есть в рыночных условиях.

По смыслу п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ для определения рыночной цены могут быть использованы три метода:

1) метод идентичных (однородных) товаров (услуг);

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод.

Мировая цена - цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте. Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной.

Основные задачи внешнеторговой политики:

1. обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке;

2. защита отечественных производителей;

3. фискальные задачи.

Инструментами реализации внешнеторговой политики являются:

Ø дифференциация таможенных пошлин;

Ø использование демпинговых цен;

Ø введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечественным производителям и населению;

Ø государственные субсидии экспортерам.

Главными экономическими рычагами являются дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости. Для лучшего усвоения этого вопроса необходимо дать определения некоторых понятий.

Если нет информации об абсолютных уровнях цен, искомые ценовые уровни определяют расчетным путем. Для этого используют средние, удельные показатели материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, рентабельности по отраслям. Данные показатели публикуются в международных статистических сборниках.

Учитывая большое разнообразие информации о мировых ценах, необходимо знать хотя бы основные правила ее использования.

Не следует ограничиваться локальными ценовыми показателями, Даже оперативными, необходимо анализировать динамические ряды цен. Это повышает корректность и объективность ценовых показателей, особенно если они являются не ценами фактических сделок, а ценами продавцов. Анализ цен за продолжительное время позволяет четче определить ценовой «припуск» продавца и нивелировать спекулятивные колебания цен.

Если товар реализуется не на одном рынке, необходимо тщательно сопоставлять цены всех форм организации торговли. Например, многие сырьевые товары реализуются и через биржу и по прямым контрактам (нефть, мазут). В этом случае анализируются и биржевые котировки и справочные цены.

В отношении нестандартной продукции, для которой характерны цены предложений, необходимо:

1) принимать в расчет цены предложений не одной фирмы, а хотя бы трех-четырех (международный опыт);

2) следить, чтобы это были ведущие фирмы-производители, а не посредники;

3) выяснить, не являются ли цены, взятые в качестве информации, внутрикорпорационными, трансфертными ценами.

Эти цены призваны не отражать конъюнктуру мирового рынка, а решать внутрикорпорационные задачи.

Следует также помнить, что чем меньше регулярность, масштабность сделок и однородность продукции, тем менее корректна ценовая информация, тем большей методической обработки она требует для использования в качестве ориентира.

Основные виды мировых цен в зависимости от особенностей рынков различных товаров и источники информации о них.

Цены международных бирж (международные биржевые котировки) — цены постоянно действующего оптового рынка массовых, однородных товаров. Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, информационными, телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным образом на сырьевые товары.

Справочные цены цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли. Эти цены рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной цене всегда предусматривается запас на уторговывание, что затрудняет использование справочных цен в информационных целях. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов.

Различают справочные цены экспортеров и импортеров. Справочные цены — это оптовые цены.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов. Эти цены разрабатываются производителями на базисные виды товаров массового производства. Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. Данная группа цен — цены продавцов. В этом их сходство со справочными ценами, но в отличие от них прейскурантные цены бывают и оптовые и розничные.

Прейскурантные цены распространяются на стандартную продукцию широкого пользования, для которой в основном характерны конкурентные рынки, поэтому при разработке прейскурантных цен в первую очередь учитываются цены конкурентов. В силу многочисленности позиций перечня прейскурантных товаров ценовые показатели публикуются с высокой степенью усреднения.

Цены предложений разрабатываются на продукцию мелкосерийного и индивидуального производства и сообщаются производителями. С учетом особого характера продукции цены могут публиковаться в рекламных проспектах, бюллетенях, отраслевых периодических изданиях, но могут и вообще не публиковаться, а информация о них высылается только по прямым каналам заказчику. Цены предложений — цены продавцов.

При формировании цен предложений в силу специфики товаров в первую очередь учитывается не конъюнктура рынка, а внутрипроизводственные условия. В основу расчета цены могут быть положены затраты на производство продукции, использование параметрических, нормативно-параметрических методов, методов с учетом потребительского эффекта, экспертных методов,.

Цены международных товарных аукционов цены, действующие на специально организованных на определенный срок в заранее обусловленных местах рынках публичной продажи. Эти цены распространяются в основном на продукцию сельского хозяйства, рыболовства, охотоводства, драгоценные камни, произведения искусства, т.е. преимущественно нестандартную продукцию, требующую предварительного осмотра и демонстрации. В отличие от биржевых цен цены аукционов устанавливаются только на наличный товар. Уровень стартовой цены определяется стоимостью реализуемого товара, частотой проведения аукциона (чем больше регулярность, тем меньше амплитуда колебаний стартовой цены), а также предпринимательскими способностями продавца, Уровень цены фактической реализации зависит от конъюнктуры рынка и профессиональных способностей аукциониста (работника, ведущего торги).

И стартовая цена и цена фактической реализации сильно зависят от уровня аукциона, его репутации на мировом рынке.

Международные аукционы обычно крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам.

Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов — продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.

Устроители аукционной продажи могут получать вознаграждение как разницу цен покупки и продажи товара или в виде комиссионного процента от стоимости и уровня цены продажи.

Цены международных торгов цены при специализированной форме международной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. Данный вид цен, часто является объектом вмешательства государства.

Ценовая информация аукционов и торгов преимущественно нерегулярная и закрытая.

Очень важной ценовой информацией являются цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Эти цены наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка. Однако свежая информация о них составляет коммерческую тайну.

Таможенная стоимость – цена товара, для исчисления таможенной пошлины по ставке тарифа, установленной в процентном отношении к цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: