Государственное воздействие на рыночное равновесие

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Воздействие на факторы, определяющие предложение включает:

· государственные закупки товаров;

· деблокирование запасов;

· поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

· расширение импорта;

· кредитную политику;

· налоговую политику;

· политику в области рабочей силы.

Воздействие на спрос:

· пропагандистские компании;

· политика оплаты труда и налогообложение;

· пенсионная политика.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Некоторые последствия такого вмешательства государства:

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных» налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей.

Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога, перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

Государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций

Дотация — это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Нетоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Однако общая сумма дотации превышает прирост суммарного излишка. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более «грубые» методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором — к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:

· газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами акционерных обществ "Газпром", "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

· электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· продукция оборонного назначения;

· алмазное сырье, драгоценные камни;

· протезно-ортопедические изделия;

· перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

· перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

· погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

· отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

· водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

· спирт этиловый.

Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:

· газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

· газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

· электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;

· топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

· перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

· оплата населением жилья и коммунальных услуг;

· услуги систем водоснабжения и канализации;

· торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

· наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

· торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

· перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

· перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

· услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: