double arrow

ВВЕДЕНИЕ 4 страница


1) предъявления и отзыва исполнительного документа;

2) передачи полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалования постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получения присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказа от взыскания по исполнительному документу;

6) заключения мирового соглашения. Указанные действия для их совершения договорным представителем должны быть специально оговорены в доверенности, выдаваемой представляемым;

- законное. Оно возникает в отношении недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Права и охраняемые законом интересы таких сторон в исполнительном производстве защищают законные представители - их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их статус.

Вопрос 4. Участие в исполнительном производстве переводчика

Соблюдение принципа государственного языка исполнительного производства в нашей многонациональной стране предполагает право как взыскателя, так и должника в исполнительном производстве участвовать в совершении исполнительных действий, независимо от того, каким языком они владеют.




При совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика, если не обладают знаниями русского языка, на котором совершаются исполнительные действия.

Переводчик должен быть беспристрастен. Он подлежит отводу, если состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства.

Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя по своему усмотрению.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, о чем предупреждается судебным приставом-исполнителем под расписку перед началом осуществления функций перевода.

Вопрос 5. Понятые в исполнительном производстве

Понятыми в исполнительном производстве могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве или свойстве, подчиненности или подконтрольности. Количество понятых не может быть менее двух. Присутствие в исполнительном производстве понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам жилых помещений, занимаемых должником, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые могут приглашаться по усмотрению судебного пристава-исполнителя.



Перед совершением исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Главной обязанностью понятого является обязанность удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий и применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.



Понятым возмещаются денежные расходы, понесенные ими в связи с исполнением обязанностей понятых, недополученная заработная плата или компенсация в связи с потерей времени.

Вопрос 6. Специалист в исполнительном производстве

Для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов.

Специалист в исполнительном производстве - это незаинтересованное лицо, обладающее знаниями в какой-либо области культуры, науки, техники, ремесла, необходимыми при совершении исполнительных действий. Обычно в качестве специалиста при описи и аресте имущества должника выступают товароведы.

Специалист дает заключение в письменной форме.

Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий.

Вопрос 7. Суд в исполнительном производстве

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года провозглашает право каждого не просто на эффективное правосудие, но и на восстановление в правах в случае их нарушения, возлагая обязанность восстановления прав на "компетентные национальные суды" (ст. 8). Очевидно, что под восстановлением здесь подразумевается, помимо прямых действий самого суда, направленных на вынесение законного и обоснованного решения, контроль за приведением его в исполнение, так как без последнего о реальном восстановлении прав говорить не приходится. Потому представляется вполне закономерным то обстоятельство, что первое в отношении Российского государства со времени подписания им Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Постановление Европейского суда по правам человека, вынесенное в Страсбурге 7 мая 2002 г. по делу "Бурдов (Burdov) против России", оказалось связанным именно с процессом исполнения (вернее, неисполнения) судебных актов.

Суть дела Бурдова такова: сотрудниками органов социальной защиты населения по причине отсутствия финансирования в течение 4-х лет (с 1997 г. по 2001 г.) не исполнялись судебные решения, вынесенные по искам заявителя о взыскании денежных средств в качестве компенсации за вред здоровью, причиненный при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Служба судебных приставов, Главное управление юстиции и прокуратура Ростовской области, а также другие инстанции, в которые Бурдов обращался за помощью в реализации судебных актов, объясняли свое бездействие отсутствием должного финансирования ответчика. В результате Европейский суд обязал Российское государство - ответчика выплатить заявителю 3000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Суд в Страсбурге исходил из п. 1 ст. 6 Конвенции, закрепляющего за каждым право обращаться в суд в случае любого спора о его гражданских правах и обязанностях. Право на суд, по мнению европейских судей, "было бы иллюзорным, если бы правовая система государства - участника Европейской конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам. Немыслимо, - полагает Европейский суд, - что п. 1 ст. 6 Конвенции, детально описывая процессуальные гарантии сторон - справедливое, публичное и проводимое в разумный срок разбирательство, не предусматривал бы защиты процесса исполнения судебных решений".

Исполнительная деятельность как в сфере гражданского, так и уголовного судопроизводства никогда всецело и непосредственно не лежала на судебной власти. Реформирование исполнительного процесса, проводимое в 1261, 1649, 1864, 1918, 1923, 1964, 1997 и, наконец, 2007 - 2008 годах, как правило, изменяло степень контроля суда за действиями органов исполнения от непосредственного подчинения исполнительных служб суду до возможности обращения в судебную инстанцию лишь в специально определенных случаях конфликтных ситуаций в сфере исполнения.

Принимая аксиому римского права ubi jus ubi justitia, заметим, что даже в советский период развития процессуального права, когда в обязанность суда входило наблюдение за исполнением и непосредственное руководство деятельностью судебных исполнителей, отмечалась опасность превращения судебного контроля в "мелочную опеку над судебным исполнителем", так как последний - не технический работник, исполняющий отдельные задания сторон или суда.

Позиция высших судебных органов российского государства на современном этапе иная: вопросы, связанные с исполнительным производством, предполагаются находящимися в сфере судебного контроля, что подтверждается постановлениями и разъяснениями, посвященными исключительно вопросам исполнительного производства.

Гражданское, арбитражное, исполнительное производство, несмотря на то что они являются объектами регулирования различных отраслей права, невозможно разделить Рубиконом. Оставаясь подсистемами более глобальной системы российского права, отрасли российского права будут неразрывно связаны между собой, находиться в постоянном взаимодействии, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальные пути такого взаимодействия во имя достижения общей цели - защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.

Порядок осуществления судебного контроля за действиями судебного пристава-исполнителя дифференцируется в зависимости от того, последующим или предварительным является контроль суда.

Потенциально возможным объектом оспаривания является практически любое постановление, действие либо бездействие главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, как оформленное в виде постановления, резолюции, письма, так и нефиксированное. Однако в последнем случае жалобщик обязан доказать само действие (бездействие) и в чем заключается нарушение его прав.

Между тем закон устанавливает невозможность обжалования отдельных действий. Например, не может быть обжаловано удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя (статья 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Установлен 10-дневный срок на оспаривание постановлений, действий (бездействия) указанных должностных лиц службы судебных приставов.

Так, в суде может быть оспорено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (статьи 39, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован лицом, заявлявшим отвод (статья 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), а также могут быть оспорены и некоторые другие исполнительные действия участников исполнительного производства.

Нормы, регулирующие судопроизводство по делам, связанным с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, находятся в седьмом разделе ГПК РФ.

В предварительном судебном санкционировании нуждаются следующие исполнительные действия:

1. Выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа в случае утраты указанных исполнительных документов (ст. 430 ГПК РФ).

2. Разъяснение решения суда (ст. 202 ГПК РФ), исполнительного документа в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, способа и порядка его исполнения (ст. 433 ГПК РФ).

3. Отсрочка исполнения судебного постановления, т.е. перенесение исполнения на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, либо исходя из имущественного положения сторон (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ).

4. Рассрочка исполнения судебного постановления, т.е. возможность для должника исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе, не единовременно в полном объеме, а по частям, при наличии обстоятельств, затрудняющих единовременное исполнение судебного постановления, либо исходя из имущественного положения должника (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ).

5. Изменение способа и порядка исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления в прежнем варианте, при этом неизменной должна оставаться сущность самого исполнительного документа.

6. Индексация присужденных денежных сумм при их обесценивании в результате инфляционных процессов экономического характера (ст. ст. 208, 434 ГПК РФ).

7. Приостановление исполнительного производства, т.е. прекращение совершения исполнительных действий на неопределенное время и последующее возобновление исполнительного производства после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление (ст. ст. 436 - 438 ГПК РФ, ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

8. Прекращение исполнительного производства (ст. 439 ГПК РФ, ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Поворот исполнения решения (ст. ст. 443 - 445 ГПК РФ) в целях защиты прав и интересов добросовестного должника при отмене вынесенного против него решения суда, приведенного в исполнение, и принятии после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения. Во всех названных случаях идет речь о судебной ошибке, вследствие которой произошло неосновательное обогащение истца. Такая ошибка, исправленная судом апелляционной, кассационной (в случаях немедленного исполнения) либо надзорной инстанций, влечет за собой рокировку сторон исполнительного производства: бывший взыскатель преобразуется в должника, а прежний должник - во взыскателя. Указанное преобразование не происходит автоматически, решение вопроса о повороте исполнения отмененного судебного акта, на основании которого был выдан исполненный исполнительный документ, находится в исключительной компетенции суда. При повороте исполнения бывшему должнику со стороны взыскателя возвращается только сама взысканная денежная сумма (присужденное имущество), взыскание каких-либо процентов за пользование чужими денежными средствами здесь не предусматривается.

Подсудность по делам о санкционировании отклонений от нормального хода исполнительного производства определяется по месту принятия решения (статьи 430, 433 ГПК РФ), районом деятельности судебного пристава-исполнителя по исполнению его обязанностей (ст. 440 ГПК РФ), вынесения окончательного решения при необходимости поворота исполнения (статьи 444, 445 ГПК РФ). Альтернативная подсудность установлена для взыскателя по делам о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, а также для судебного пристава-исполнителя, взыскателя и должника при обращении за предварительным санкционированием отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения, индексации присужденных денежных сумм. Выбрать можно суд, вынесший решение (выдавший исполнительный документ), или суд по месту исполнения.

Формами обращения за предварительным судебным санкционированием являются заявление и представление. Представление как форма обращения в суд применяется при осуществлении предварительного судебного санкционирования исполнительных действий, предусмотренных ст. 434 ГПК РФ (отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм), когда за санкцией в суд обращается сам судебный пристав-исполнитель. В остальных случаях формой обращения за предварительным судебным санкционированием выступает заявление судебного пристава-исполнителя, взыскателя или должника в исполнительном производстве.

Рассмотрение и разрешение вопроса о судебном санкционировании указанных действий проводится в судебном заседании, о котором извещаются взыскатель, судебный пристав-исполнитель и должник, но их неявка не является препятствием для проведения заседания. После вынесения определения суд разъясняет возможность его обжалования в суд второй инстанции в частном порядке.

Вопрос 8. Участие банков (кредитных организаций)

в исполнительном производстве

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в качестве одного из участников исполнительного производства выделяет банки и иные кредитные организации. При этом правовое положение банка (кредитной организации) в исполнительном производстве несколько специфично и зависит от того, в каком качестве банк выступает в исполнительном производстве.

Банк (кредитная организация) может участвовать в исполнительном производстве посредством совершения следующий действий:

- путем перечисления денежных средств со счета должника;

- путем предоставления информации о наличии денежных средств на счетах должника.

В первом случае перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя.

Право самостоятельного предъявления взыскателем исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) закрепляется в ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Для того чтобы направить исполнительный документ, взыскатель должен располагать сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Исполнение требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При этом в соответствии со ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

От исполнения исполнительного документа полностью банк или иная кредитная организация освобождаются в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляют имеющиеся средства и продолжают дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщают судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

Окончание исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, банк или иная кредитная организация осуществляют в следующих случаях:

- после перечисления денежных средств в полном объеме;

- по заявлению взыскателя;

- по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

За неисполнение исполнительного документа банк (кредитная организация) привлекается к ответственности в соответствии со ст. 114 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Так, в случае неисполнения исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование и адрес подразделения судебных приставов; наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении; дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении; требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие); перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" неоднократное в течение года виновное неисполнение банками или иными кредитными организациями судебных актов является основанием для отзыва Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций. Также неисполнение банком или иной кредитной организацией своих обязанностей может повлечь за собой предъявление к нему иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением требований на основании ст. ст. 15, 393 ГК.

При участии банка (кредитной организации) в исполнительном производстве посредством предоставления информации о наличии денежных средств на счетах должника банк (кредитная организации) предоставляет судебному приставу-исполнителю информацию об имеющихся денежных средствах должника в том случае, если отсутствует информация о наличии имущества у должника.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель имеет право запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. При этом банки и иные кредитные организации обязаны представить запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

В связи со сказанным представляет особый интерес Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа". Там указывается, что судебный пристав-исполнитель имеет право запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, в пределах, определяемых постановлением суда. Таким образом, отношения судебных приставов-исполнителей и банков урегулированы в том смысле, что в связи с исполнением постановления суда судебные приставы-исполнители получают от банков необходимую информацию о вкладах физических лиц безвозмездно и в установленный ими срок, но в том размере и тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа.

Контрольные вопросы

1. Каков состав лиц, участвующих в исполнительном производстве?

2. Кто является сторонами исполнительного производства?

3. Какими правами обладает взыскатель в исполнительном производстве?

4. Какие обязанности несет должник в исполнительном производстве?

5. Назовите виды представительства в исполнительном производстве.

6. Как оформляется представительство в исполнительном производстве?

7. Какими правами обладает и какие обязанности несет представитель?

8. В каких случаях в исполнительном производстве участвует переводчик? Назовите его права и обязанности.

9. В каких случаях в исполнительном производстве участвуют понятые? Назовите их права и обязанности.

10. В каких случаях в исполнительном производстве участвует специалист? Назовите его права и обязанности.

11. Определите роль суда в исполнительном производстве.

12. Каков порядок оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя?

13. Какие исполнительные действия нуждаются в предварительном судебном санкционировании?

14. В чем специфика правового положения банков и других кредитных организаций в исполнительном производстве?

Лекция 4. ВОЗБУЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Вопрос 1. Исполнительные документы

Возбуждение исполнительного производства производится путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа, соответствующего требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Такими документами согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются следующие.

Во-первых, исполнительные листы, выданные арбитражными судами и судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов. Исполнительный лист - это процессуальный документ, выдаваемый судом на принуждение должника к исполнению им своих обязанностей, указанных в судебном постановлении. Исполнительный лист должен содержать в себе следующие сведения:

1) наименование суда, выдавшего исполнительный лист;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и его номер;

3) дату принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя и должника и их адреса, если взыскателем и должником являются юридические лица, фамилию, имя и отчество взыскателя и должника, их место жительства, дату и место рождения должника и место его работы, если взыскателем и должником являются физические лица;

5) резолютивную часть судебного акта и дату вступления его в законную силу;

6) дату выдачи исполнительного листа. Исполнительный лист должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда. Исполнительные листы печатаются на развороте двух листов. Для разового использования исполнительный лист может быть отпечатан на одном листе. При выписке исполнительного листа все его графы должны быть заполнены тщательно, полно и разборчиво, чтобы избежать недоразумений при применении мер принудительного исполнения.

При исполнении решений судов общей юрисдикции и решений арбитражных судов исполнительный лист выдается взыскателю судом после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается сразу же после вынесения решения.

Исполнительные листы на исполнение решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов также относятся к исполнительным документам и выдаются судами общей юрисдикции или арбитражными судами, на территории которых находится соответствующий третейский суд, в зависимости от того, в чьей компетенции находилось бы разрешение данного спора при отсутствии третейской записи. Что касается выдачи исполнительных листов на исполнение решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (например, Комиссии по правам человека СНГ, Европейского суда по правам человека), то данный вопрос российским законодательством практически не урегулирован и, очевидно, решение этой проблемы будет проходить по аналогии с исполнением решений иностранных судов и арбитражей.







Сейчас читают про: