Введение 1 страница

Авторы

Содержание

Введение

Лекция 1. Исполнительное право - самостоятельная отрасль российского права

Вопрос 1. Введение в специальный курс "Исполнительное производство"

Вопрос 2. Понятие и задачи исполнительного производства

Вопрос 3. Понятие и сущность исполнительного права

Вопрос 4. Система исполнительного права

Вопрос 5. Метод исполнительного права

Вопрос 6. Место исполнительного права в системе российского права

Вопрос 7. Процессуальный характер отрасли исполнительного права

Вопрос 8. Принципы исполнительного права

Вопрос 9. Стадии исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства

Осуществление принудительного исполнения

Окончание исполнительного производства

Контрольные вопросы

Лекция 2. Органы принудительного исполнения

Вопрос 1. Понятие и признаки органа принудительного исполнения

Вопрос 2. Задачи органов принудительного исполнения. Требования, предъявляемые к судебным приставам

Вопрос 3. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей

Вопрос 4. Отвод судебного пристава-исполнителя

Контрольные вопросы

Лекция 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Вопрос 1. Состав лиц, участвующих в исполнительном производстве

Вопрос 2. Стороны исполнительного производства

Вопрос 3. Представительство в исполнительном производстве

Вопрос 4. Участие в исполнительном производстве переводчика

Вопрос 5. Понятые в исполнительном производстве

Вопрос 6. Специалист в исполнительном производстве

Вопрос 7. Суд в исполнительном производстве

Вопрос 8. Участие банков (кредитных организаций) в исполнительном производстве

Контрольные вопросы

Лекция 4. Возбуждение исполнительного производства

Вопрос 1. Исполнительные документы

Вопрос 2. Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению и последствия его несоблюдения

Вопрос 3. Постановление о возбуждении исполнительного производства

Контрольные вопросы

Лекция 5. Общие правила исполнительного производства

Вопрос 1. Добровольное исполнение

Вопрос 2. Место совершения исполнительных действий

Вопрос 3. Время совершения исполнительных действий

Вопрос 4. Исполнительные расходы

Вопрос 5. Исключения из общих правил исполнительного производства

Вопрос 6. Ответственность в исполнительном производстве

Вопрос 7. Перспективы развития исполнительного права

Контрольные вопросы

Лекция 6. Обращение взыскания на имущество должника

Вопрос 1. Сущность и значение обращения взыскания на имущество должника как меры принудительного взыскания

Вопрос 2. Выявление имущества должника. Арест имущества и его оценка

Вопрос 3. Хранение арестованного имущества должника

Вопрос 4. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника

Вопрос 5. Порядок обращения взыскания на ценные бумаги должника

Вопрос 6. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника

Контрольные вопросы

Лекция 7. Исполнение неимущественных исполнительных документов

Вопрос 1. Понятие и виды неимущественных исполнительных документов

Вопрос 2. Основные положения порядка исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах

Вопрос 3. Перспективы изменения порядка исполнения неимущественных исполнительных документов

Контрольные вопросы

Лекция 8. Особенности исполнения отдельных видов исполнительных документов

Вопрос 1. Особенности исполнения исполнительных документов по спорам, вытекающим из жилищных правоотношений

Исполнение исполнительного документа о выселении должника

Исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя

Вопрос 2. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов

Вопрос 3. Особенности исполнения исполнительных документов, вытекающих из трудовых правоотношений

Вопрос 4. Особенности исполнения исполнительных документов о конфискации имущества

Вопрос 5. Особенности исполнения исполнительных листов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

Вопрос 6. Особенности исполнения исполнительных документов по требованиям об административном приостановлении деятельности должника

Вопрос 7. Особенности исполнения решений иностранных судов

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

Нормативные источники

Учебная литература

Дополнительная литература

Глоссарий

Исаенкова Оксана Владимировна, заведующая кафедрой гражданского процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", доктор юридических наук, профессор - лекция 1 вопросы 1 - 8, вопрос 9 (в соавторстве с Балашовым А.Н.), лекция 2, лекция 3 вопросы 1 - 7, лекция 4, лекция 5 вопросы 1, 3 - 7, лекции 6, лекция 7 (в соавторстве с Балашовым А.Н.).

Балашов Алексей Николаевич, доцент кафедры гражданского процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук - лекция 1 вопрос 9 (в соавторстве с О.В. Исаенковой), лекция 3 вопрос 8, лекция 7 (в соавторстве с О.В. Исаенковой), лекция 8 (в соавторстве с Балашовой И.Н.).

Балашова Ирина Николаевна, доцент кафедры гражданского процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук - лекция 5 вопрос 2, лекция 8 (в соавторстве с Балашовым А.Н.).

Рецензент

Кафедра гражданского процесса, трудового и экологического права Нижегородской академии МВД России.

Целью специального курса "Исполнительное производство" является изучение законодательных и теоретических основ исполнения юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", закрепление полученных в ходе обучения знаний на примерах особенностей исполнения юрисдикционных актов по отдельным категориям дел и выработка навыков по защите прав участников исполнительного производства.

Основной задачей специального курса является изучение основ новой отрасли российского права - исполнительного права. В качестве особой задачи предлагается изучение судебных функций контроля за судебными приставами-исполнителями.

К дополнительным задачам специального курса следует отнести получение студентами знаний об общих условиях совершения исполнительных действий, о лицах, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных документах, основаниях и порядке применения мер принудительного исполнения, о правилах обращения взыскания на имущество должника-гражданина и должника-организации, на заработную плату и иные виды доходов должника, об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера, о распределении взысканных денежных средств и очередности удовлетворения требований взыскателей и т.д.

Кроме теоретических знаний по исполнительному производству в качестве задачи ставится изучение нормативного материала - источников исполнительного права (ГПК РФ, ГК РФ, АПК РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и др.), нормы которых регулируют исполнительное производство, а также умение применять нормы исполнительного права при решении правовых конфликтных ситуаций.

Лекция 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

Вопрос 1. Введение в специальный курс

"Исполнительное производство"

Исполнительное право, регулирующее исполнительное производство в Российской Федерации, представляет собой одну из самых молодых отраслей российского права, проходящую в настоящее время период активного формирования. Этот период особенно важен, так как заложенные в исполнительное законодательство на данном этапе основные принципы и аксиомы будут влиять на все последующие преобразования правовой надстройки нашего общества. Ближайшие месяцы определят концепцию российского исполнительного права на десятилетия и либо обеспечат его стабильное позитивное развитие, либо затормозят реформирование, предопределив низкий коэффициент полезного действия механизма правовой системы России.

Перспектива принятия Исполнительного кодекса РФ в обозримом будущем уже не так туманна, как еще пару лет назад, и определена распоряжением министра юстиции Российской Федерации В.В. Устиновым от 24 января 2006 г. N 2 "О создании Межведомственной рабочей группы по разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> В состав Межведомственной рабочей группы по разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации входит один из авторов настоящего пособия - О.В. Исаенкова.

Если еще несколько лет назад ставилось под сомнение само существование отдельного закона, регулирующего исполнение юрисдикционных актов, то сегодня необходимость принятия кодифицированного источника исполнительного права мало у кого вызывает возражения. Развитие исполнительного права в настоящее время происходит по следующим направлениям:

- рабочей группой под руководством профессора МГУ им. Ломоносова В.М. Шерстюка разработан проект Исполнительного кодекса Российской Федерации;

- сформулированы общие требования к исполнительному законодательству Российской Федерации: структурность, непротиворечивость, доступность для правоприменителя и участников исполнительного производства, соответствие экономическому базису современного российского общества;

- 14 сентября 2007 года Государственной Думой принят новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве", вступивший в силу с 1 февраля 2008 года;

- рекомендовано широкое освещение процесса текущей работы над кодифицированным источником исполнительного права в специализированных правовых изданиях во избежание негативной тенденции последних лет, в силу которой некоторые законодательные акты появляются спонтанно, об их разработке не знают даже ведущие специалисты в соответствующей отрасли права.

Конституционное право на судебную защиту может быть реализовано в окончательном виде только тогда, когда гражданин или организация, обратившиеся в компетентную инстанцию за защитой нарушенного или оспоренного права, реально получили присужденное им юрисдикционным органом. Действенность судебной защиты и авторитет власти зависят не только от того, насколько грамотны, законны и обоснованны судебные акты, исходящие от суда и других государственных органов, но и от того, насколько быстро и реально произойдет их исполнение, претворение в жизнь. Написать на бумаге, даже именем государства, можно что угодно, но осуществление права на защиту не достигнет своей цели до тех пор, пока лицо, обратившееся за помощью к власти, фактически не реализует свое субъективное право.

Исполнительное право призвано не только служить реальному осуществлению установленных и подтвержденных судебными решениями и иными актами, подлежащими принудительному исполнению, нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, но и способствовать укреплению законности в области гражданских (в широком смысле) правоотношений.

Как и любая другая отрасль права, исполнительное право имеет собственный предмет правового регулирования, специфический метод правового регулирования, свою нормативную базу. Исполнительное право характеризуется особыми принципами, составляющими нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства. Оно регулирует деятельность специальных субъектов - участников исполнительного производства.

В процессе занятий нам предстоит уяснить основополагающие моменты, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: принципы исполнительного производства и гарантии их реализации, правовое положение органов принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, изучить систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством, ответственность по исполнительному праву. Необходимо также разобраться в вопросах движения, развития исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенностях реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов.

Вопрос 2. Понятие и задачи исполнительного производства

Исполнительное производство обеспечивает достижение материально-правовой цели юрисдикционной деятельности, именно по нему можно судить об эффективности и действенности правовой защиты в целом. Ошибки, допущенные в ходе исполнительного производства, могут свести на нет всю правоохранительную деятельность по защите конкретных прав и привести к противоположному результату - нарушению субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов субъектов правоотношений.

Исполнительное производство в настоящее время представляет собой предмет регулирования одной из отраслей российского права - исполнительного права, без которого система права не может нормально функционировать. Исполнительное право регулирует правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.

Таким образом, исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, указанных в ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", посредством государственного принуждения.

Задачи исполнительного производства определяются задачами правосудия по гражданским делам, но не совпадают с ними. Главной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Вопрос 3. Понятие и сущность исполнительного права

Единства в теории и системной концепции исполнительного права нет. Точки зрения на место исполнительного права и норм, его регулирующих, в системе российского права зачастую диаметрально противоположны: от обоснования комплексного характера норм исполнительного законодательства (М.К. Юков), существования отрасли исполнительного производства (Д.Х. Валеев) до определения исполнительного производства как стадии гражданского судопроизводства и включения исполнительных норм в гражданское процессуальное право (Д.Я. Малешин).

Такая разноплановость связана с тем, что до вступления в силу 6 ноября 1997 года Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным законодательством (V разделом ГПК РСФСР 1964 г.) и являлось частью гражданского процесса, его заключительной стадией.

Указанные Законы и ГПК РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2003 года, а также новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 года, вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, подорвали устоявшееся за многие десятилетия в российской юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов - завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Сами исполнительные органы в связи с проведенной в 1997 году реформой исполнительного производства были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью оспаривания в судебном порядке их действий (как и действий любых других должностных лиц в Российской Федерации), но и получили совершенно новое качество.

Исполнение судебных актов, урегулированное нормами исполнительного права, является, по существу, тем конечным результатом, по которому можно судить об эффективности всей правоохранительной деятельности.

Исполнительный процесс происходит в установленной законом процессуальной форме с предоставлением определенных процессуальных прав участвующим в нем заинтересованным лицам.

Российское исполнительное право есть система процессуальных правовых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации, которое представляет собой установленный законом порядок деятельности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации актов, указанных в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно:

1) исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебных приказов;

3) нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов;

4) удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам;

5) актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановлений судебного пристава-исполнителя;

8) актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное право призвано не только служить реальному осуществлению установленных и подтвержденных судебными решениями и иными актами, подлежащими принудительному исполнению, нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, но и способствовать укреплению законности в области гражданских (в широком смысле) правоотношений.

Итак, исполнительное право - системная целостная совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера, является самостоятельной процессуальной отраслью российского права.

Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства.

Исполнительное право является процессуальной отраслью права и, как любая процессуальная отрасль права, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в их динамике. Потому в предмет его регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Предмет правового регулирования исполнительного права достаточно сложен. Его основу составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения (статья 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства - с другой.

Практически принудительная реализация юрисдикционных актов не является отдельным, однородным правоотношением, а выступает в качестве целой системы определенных производств по исполнению конкретных актов. Дифференциация исполнительных процедур производится по различным признакам в зависимости от:

- вида (сущности) исполняемого акта;

- обязанного субъекта (граждане, коммерческие и некоммерческие организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, иностранные юридические и физические лица);

- характера действий, которые должны быть совершены должником;

- системы юридических действий, характерных для конкретного вида исполнения.

Вопрос 4. Система исполнительного права

Система исполнительного права (как и большинства других отраслей российского права) состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: задачи исполнительного производства, принципы исполнительного права и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством, ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации исполнительных действий и т.д.

Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов. В этой части регулируется также исполнение решений иностранных судов и реализация исполнительных документов, выданных в Российской Федерации, за ее пределами.

Вопрос 5. Метод исполнительного права

Методом правового регулирования отрасли исполнительного права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В результате такого комплексного, системного воздействия формируется общая модель правомерного поведения участников исполнительного производства, которая в силу особенностей норм исполнительного права как специфической отрасли права соответствует именно отношениям, возникающим в сфере исполнительного производства.

В теории права различают правовую основу метода, его государственное обеспечение и реальное функционирование уже сложившегося метода правового регулирования. Право при этом выступает в качестве основы формирования метода, государство же обеспечивает функционирование как метода в целом, так и всех его компонентов. Право предопределяет статическое состояние метода, а государство - динамическое, функциональное. Все слагаемые метода правового регулирования (юридические средства, правовые приемы и способы) формируются в процессе правоустанавливающей деятельности государства, а их функционирование осуществляется в рамках правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал.

У сторон исполнительного производства существует определенная свобода распоряжения собственными правами. Они вправе в конкретном правоотношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий.

Основой диспозитивности в исполнительном праве выступает диспозитивность гражданских и иных материальных правоотношений, характеризующихся юридическим равенством сторон. Между тем с каждым этапом процесса защиты права объем диспозитивных полномочий одного субъекта, чье поведение было признано юрисдикционным органом неправомерным (должника), уменьшается (в гражданском процессе диспозитивности уже гораздо меньше, чем в гражданском праве) при сохранении, переходе в новое качество диспозитивных правомочий субъекта, чьи действия в материальном правоотношении оказались соответствующими установленной законом модели.

Основным направлением развития исполнительного права является позиция, что в соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц - взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, что ведет к прекращению исполнительного производства. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.

К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относят также право на передачу представителю отдельных полномочий, например право на отзыв исполнительного листа.

Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указать наиболее удобное время исполнения (такое же право принадлежит и взыскателю). Между тем эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация. Так, возможность добровольно выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, полностью зависит от срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем должнику на добровольное исполнение. Закон ограничивает лишь верхний предел срока 5 днями, оставляя возможность органу исполнения уменьшить время на добровольное исполнение до минимальных пределов, делая тем самым для должника выбор практически невозможным. Если же в исполнительном документе уже указан срок исполнения, то судебный пристав-исполнитель установит именно этот срок. В тех же случаях, когда подобный выбор должнику предоставляется, он не диспозитивен, а скорее выступает в роли правового стимула.

Практические потребности вызвали дискуссию на совещаниях, проходивших в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля и 11 июня 2002 года и посвященных концепции исполнительного законодательства, по вопросу о необходимости сохранения срока на добровольное исполнение вообще. Итогом дискуссии явилось установление в ст. 98 проекта ИК РФ полномочия судебного пристава-исполнителя при первичном предъявлении исполнительного документа к принудительному исполнению установить срок на добровольное исполнение, не превышающий 10 дней. При назначении конкретного срока указанная норма обязывает судебного пристава-исполнителя руководствоваться двумя критериями:

- необходимостью создания благоприятных условий, способствующих добровольному исполнению должником требований исполнительного документа;

- необходимостью предотвращения сокрытия или отчуждения должником своего имущества.

Между тем новый Закон "Об исполнительном производстве" в п. 12 статьи 30 установил, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Таким образом, должник вправе сделать выбор до определенного момента, пока механизм принудительного исполнения не начнет действовать. Такое ограничение диспозитивности вполне оправданно, так как в ходе исполнительного производства происходит реализация юрисдикционных актов, вынесенных ранее с соблюдением диспозитивных и состязательных начал судопроизводства, либо иных принципов деятельности органов, чей акт приводится в исполнение, а главная задача исполнительного производства - преобразовать "бумажное" решение в действительность. Потому диспозитивные начала в исполнительном производстве имеют тенденцию их постепенного поглощения императивностью метода исполнительного производства.

В настоящее время в исполнительном праве законодатель придает большее значение императивности метода правового регулирования, отношениям власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует с одной стороны судебный пристав-исполнитель. Отношения власти и подчинения, составляющие содержание императивного метода правового регулирования, возникают в исполнительном производстве в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих полномочий между ними, как субъектами власти, и должником, как субъектом подчинения. При этом властные полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются не только на непосредственных участников исполнительного производства, но и на иные органы, организации, других должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

И все-таки, думается, что императивность в полной мере никогда не поглотит диспозитивные начала в исполнительном производстве по той причине, что благо, в качестве которого выступает здесь исполнение для взыскателя, нельзя навязать. Во многих отраслях российского права, провозгласивших диспозитивность в качестве одного из принципиальных начал (например, в арбитражном процессуальном и гражданском процессуальном праве), основная часть норм также носит императивный характер, который объясняют тем, что предметом регулирования выступает сфера государственной деятельности (в частности, правосудие).

Именно в силу диспозитивного положения о ненавязчивости блага суд вправе самостоятельно направить исполнительный лист для исполнения лишь в строго ограниченных п. 3 ст. 319 АПК РФ случаях (при взысканиях в доход бюджета), каждый из которых является исключительной процессуальной льготой. Но даже в этих случаях за взыскателем сохраняется право отказа от взыскания и прекращения тем самым исполнительного производства. Заметна тенденция законодателя к ограничению возможности суда самостоятельно, без просьбы взыскателя, направлять исполнительные листы для исполнения. Так, действующий ГПК РФ не содержит аналога части 3 ст. 340 ГПК РСФСР, в силу которой суд по собственной инициативе направлял исполнительный лист для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей, о чем извещал соответствующий финансовый орган или взыскателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: