ПО
Дополнительное оборудование
Периферийное оборудование
Расширяет возможности ВУ прежде всего функциями in/out. Оно подключается либо посредственно, либо через сетевое оборудование.
- мониторы
- клавиатуры
- принтеры
- сканеры
- диск. массивы
Необходимо для более эффективной и надежной работы основного оборудования ИВС:
- анализаторы сети
- датчики окружающей среды
Посредник между аппаратным обеспечением ИВС и пользователем ИВС при доступе последнего к ресурсам ИВС и выполнение различных информационно-вычислительных задач.
Современное ПО можно разделить на некоторые группы, используя определенные критерии для классификации.
- по функциональным возможностям:
1) Серверная ОС (СОС): хранится на дисках сервера и выполняется на процессоре сервера, обслуживая другие информационно-вычислительные задачи. В зависимости от производительности и версии обладают различной функциональностью и возможностями.
2) Клиентская ОС (КОС): хранится на дисках рабочей станции или на дисках сервера, выполняется на рабочей станции, обеспечивает пользователю ИВС базовый интерфейс для доступа к ресурсам ИВС. Может обслуживать дополнительные задачи.
|
|
3) СУБД: служит для эффективного хранения и обработки большого объема упорядоченной информации.
4) Почтовые системы: для взаимодействия пользователя ИВС посредством самой ИВС. Аналог обычной почты в электронном виде. Существуют более совершенные средства взаимодействия пользователей – система групповой работы – позволяет упорядочить и формализовать обмен сообщениями.
5) Средства обеспечения взаимодействия с интернет.
6) ПО для обеспечения прикладных сервисов – www, ftp, smtp, pop3.
7) Для получения доступа к прикладным сервисам – браузеры и интернет, ftp-клиенты, pop3-клиенты.
8) ПО, работающее на границе ИВС и ГВС и служащее для обеспечения безопасности корпоративных сетей (брандмауэр, прокси, шлюзы, тоннели).
9) Средства сетевого и системного управления: служат для помощи администрации. Позволяют легко выполнять задачи по администрированию, сопровождению и управлению частями и компонентами ИВС.
10) Прикладное ПО: не связанное напрямую с ресурсами ИВС. Служит для решения задач прикладной области (автоматизация, бухгалтерия, издательская деятельность).
11) Дополнительно ПО: облегчающее, делающее более удобной работу пользователя ИВС.
1. Системное: служит для выполнения задач по обслуживанию ИВС, прежде всего ее аппаратного обеспечения. К системному ПО относится большая часть программных компонент в составе ОС, а так же различное ПО для обслуживания аппаратного обеспечения.
|
|
2. Прикладное: служит для решения информационно-вычислительных задач, решаемых пользователем и представляемых ИВС:
- почтовая система
- программы для работы в офисе
- и т.д.
- по месту выполнения
1) Серверное ПО: выполняется как >= 1 процессов на ВУ, выполняющем роль сервера
2) Клиентское ПО: выполняется как >= 1 процессов на ВУ, выполняющем роль клиента
3) Клиент-серверное ПО: распределенное ПО, выполняющееся на 2 и более процессов на 2 и более ВУ
ПО не является монолитным и чаще всего строится по модульному принципу на основе уровневой архитектуры.
Основные уровни:
1) Представления информации (интерфейса и пользователем): реализуется ввод информации для последующей обработки и вывод обработанных данных. Чаще всего этот уровень реализуется через функции программного интерфейса ОС (API).
2) Уровень бизнес-правил: функциональная часть приложений. Отвечает за проверку на допустимость, обработку и преобразование информации.
3) Именования и идентификации: отвечает за именования и идентификацию информационных ресурсов, а так же аутентификацию пользователя в рамках программной системы.
4) Уровень безопасности: ограничение прав доступа и проверка полномочий пользователя.
5) Оптимизация: анализ занятости вычислительных ресурсов, оптимально перераспределяющих назначенную нагрузку по доступным ВУ.
6) Хранения и извлечения информации: является базовой и наиболее удаленной от пользователя частью приложения. Обеспечивает эффект структуры хранения введенной информации, а так же алгоритмы извлечения информации для последовательности действий.