double arrow

Модели жизненного цикла


Организационные процессы

Лекция № 6

Связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполненных работ. Техническое и организационное обеспечение включает:

  1. Выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта
  2. Определение методов описания промежуточных состояний разработки
  3. Разработку методов и средств испытаний созданного ПО
  4. Обучение персонала

Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации и тестирования компонентов информационной системы.

Верификация – процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, и требованиям данного этапа.

Проверка – процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проводится для определения различий между действительными и ожидаемыми результатами и оценки соответствия характеристик ИС исходным требованиям.

Под моделью жизненного цикла понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла.




Модель жизненного цикла зависит от спецификации ИС и спецификации условий, в которых она создается и функционирует. К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие основные модели жизненного цикла: задачная, каскадная, спиральная.

1) Задачная модель.

При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе (задачная модель) единый поход к разработке неизбежно теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов. Как правило, по мере увеличения количества задач трудности нарастают, приходится постоянно изменять уже существующие программы и структуры данных. Скорость развития системы замедляется, что тормозит и развитие самой организации. Однако в отдельных случаях такая технология может оказаться целесообразной:

· Крайняя срочность (надо чтобы хоть как-то задачи решались; потом придется все сделать заново);

· Эксперимент и адаптация заказчика (не ясны алгоритмы, решения нащупываются методом проб и ошибок).

Общий вывод: достаточно большую эффективную информационной системы таким способом создать невозможно.

2) Каскадная модель.

В ранних не очень больших по объему ИС каждое приложение представляет собой единое целое. Для разработки такого типа приложений применяется каскадный способ. Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на другой происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточного для того, чтобы разработка была продолжена другой командой разработчиков.



Плюсы:

  • на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
  • выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Согласование результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, требования к информационным системам "заморожены" в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена.

3) Спиральная модель.

Делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ и проектирование. На этих этапах создается прототипы. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного обеспечения, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований.



Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена.







Сейчас читают про: