История развития защиты интеллектуальной собственности

Тема 1. Интеллектуальный продукт как объект интеллектуальной собственности и предмет защиты

Одним из видов собственности является интеллектуальная собственность, объекты которой представляют собой творение человеческого разума.

Кратко рассмотрим историю развития института охраны интеллектуальной собственности. На начальном этапе развития ремесел и образования индивидуальных товарных производств власти в государствах средневековой Европы наделяли отдельных лиц привилегиями на монопольное производство и продажу своих товаров. Эти привилегии оформлялись в виде специальных грамот - патентов.

Происхождение самого термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро и др.). В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, будь то литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым, природным правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью. Возникающее у творца право на достигнутый результат сродни праву собственности, которое проявляется у лица, трудом которого создана материальная вещь. Как и право собственности, право на результат творческой деятельности обеспечивает его обладателю исключительную возможность распоряжаться этим результатом по своему усмотрению, с устранением всех третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правообладателя. Во вводной части французского Патентного закона от 7 января 1791г. говорилось, что всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца. Идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в законах некоторых штатов США. Так, в законе штата Массачусете от 17 марта 1789г. указывалось, что нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда. Аналогичные конструкции были и в других странах.

Если до изобретения печатного станка и появления мануфактур произведение и его материальный носитель (рукопись, скульптура, картина) были практически неотделимы друг от друга, а на внедрение в производство технических новшеств уходили десятилетия, то в последующем положение дел существенно изменилось. Теперь любая рукопись, а затем и другие материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки, использование которых приносило владельцам мануфактур ощутимые преимущества перед конкурентами, внедрялись в производство значительно быстрее, чем прежде.

Однако издание книг и внедрение изобретений всегда требовали максимальных затрат средств и усилий именно от тех, кто делал это первыми. Им приходилось так или иначе оплачивать труд создателей произведений и технических новинок, нести затраты по подготовке книг к изданию и доведению технических решений до работающего состояния и т.п. Безусловно, выходя первыми на рынок со своими товарами, они получали известные преимущества перед другими лицами. Но нередко эти преимущества сводились на нет и даже не обеспечивали владельцам типографий и мануфактур покрытие тех затрат, которые они несли на подготовительной стадии. Обычно это случалось тогда, когда изданные книги и внедренные в производство технические новинки уже в готовом для использования виде присваивались конкурентами, которые, естественно, не несли подобных затрат и, следовательно, могли предложить публике свой товар по более дешевым ценам. Возникла объективная потребность в признании и защите со стороны закона интересов лиц, которые вкладывали средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводили до сведения общества новые идеи и образы. Первоначально охрана интересов таких лиц обеспечивалась с помощью системы привилегий, которые верховная власть выдавала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Затем, система привилегий, выдаваемых милостью властей, сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками независимое от кого бы то ни было исключительное право на использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного законом срока.

В литературе отмечается, что первый патент был выдан во Флоренции в 1421 г., а первым законом, относящимся к выдаче патентов на изобретение, считают "Статус о монополиях", принятый в Англии в 1623 г. Закрепление права собственности на созданное изобретение связывают с патентным законом, принятым во Франции в 1791 г., и федеральным патентным законом США 1790 г.. К середине XIX в. патентные законы были приняты большинством европейских государств.

В России первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят Государственным советом и утвержден Александром I 17 июня 1812г., появление первого товарного знака на изделиях ремесленников – клейма связно с "Новоторговым уставом" России 1667г., а первый русский указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками был издан в 1774г. В 1896 г. в России было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, которое действовало до 1917 г.

После 1919 г. результаты интеллектуальной деятельности перестали быть объектом рыночных отношений, они стали всеобщим достоянием. В той системе, которая действовала в СССР, во всех правах на нематериальные объекты была исключена монополия правообладателя, т.е. его исключительное право на использование полученного результата.

Изобретательское право утратило функцию, необходимую для рыночной экономики.

Была введена система авторского свидетельства, в соответствии с которой изобретение принадлежало государству, а любая государственная организация могла свободно – без чьего-либо разрешения и бесплатно – использовать любое изобретение, защищенное авторским свидетельством СССР.

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Одновременно с созданием нормативной базы в 1992-1994гг. в Российской Федерации была проделана большая работа по созданию и реформированию системы органов, занимающихся практической работой по охране интеллектуальной собственности. К настоящему времени в основном завершено создание единой государственной патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. В этом плане Россия, конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с другими бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные патентные органы и фонды были сосредоточены в Москве и именно на их базе была создана российская патентная служба. За короткий период времени в российской Федерации возник институт патентных поверенных, который продолжает сейчас активно развиваться.

По мере развития международных экономических и культурных связей увеличивался обмен духовными ценностями и росла торговля произведениями литературы и искусства. Наряду со становлением законодательства об охране авторских прав в одних государствах и развитием его в других встала проблема охраны прав в международном масштабе. Это было обусловлено территориальным характером права. Так, если право на литературное произведение возникло на территории государства, где произведение было создано, действие этого право ограничено пределами данного государства. В другом государстве это право не признается, если между этими двумя государствами не заключено международное сотрудничество.

В 1883г. была принята парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав. В конце XIX в. территориальный характер действия авторского права перестал удовлетворять интересам крупных издательств, и в 1886г. в Берне была заключена первая многосторонняя международная конвенция – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Термин "интеллектуальная собственность" широко используется в законодательстве в научной литературе и в практике многих стран. В 1967г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: