double arrow

Пример. Основные институты права интеллектуальной собственности и их принципы

Авторское право

Основные институты права интеллектуальной собственности и их принципы

Тема 2. Система правовой защиты интеллектуальной собственности

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, согласно ст. 2 ГК РФ регулируются российским гражданским правом. При этом сформирована особая подотрасль российского гражданского права – права интеллектуальной собственности, включающая систему правовых норм о личных и имущественных правах на все результаты интеллектуальной собственности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института (рис. 2.1). Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.

А. Институт авторского права. Прежде всего необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Это объединение объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

В качестве основных задач (функций) авторского права в юридической литературе называют чаще всего две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Следовательно, повышения уровня охраны прав авторов не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную



Рис.2.1. Основные институты права интеллектуальной собственности


деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений.

Принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ. Свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Например, ст.33 Закона РСФСР "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г. устанавливает, что требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, учреждений или общественных организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы. Не допускается наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т.п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры. Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. Поэтому за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав. В то же время, с учетом интересов общества, установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, принцип российского авторского права положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Нормы российского законодательства, устанавливают, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого "свободного" использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Ранее существовали так называемые типовые авторские договоры (издательские, сценарные, постановочные и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с соответствующим типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре. Новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Б. Институт патентного права.

Вторым правовым институтом, входящим в систему подотрасли "право интеллектуальной собственности", является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от иных объектов интеллектуальной собственности, с другой. Все они являются результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента. В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ.

Сам термин "патентное право" лишь совсем недавно был возвращен в российское законодательство. В течение длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не предоставляли их обладателям исключительного права на использование созданных разработок, а лишь гарантировали им личные права и право на получение вознаграждения от пользователей. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в рассматриваемой области, именовалась не патентным, а изобретательским правом. В настоящее время в связи с восстановлением в России общепринятой системы охраны технических новшеств можно вновь с полным основанием говорить о российском патентном праве.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии в ходе их внедрения они воплощаются в конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и т.п. Наряду со сходством сравниваемые объекты имеют между собой и существенные различия. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовой охраны – их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штампа или внешнего вида изделия может быть разработано другими лицами совершенно независимо от первого его создателя. В этой связи охрана технических и художественно-конструкторских решений, являющаяся основной функцией патентного права, строится в несколько иных началах и принципах, чем те, которые применяются в сфере авторского права.

В качестве принципов российского патентного права, т.е. отправных идей, которые пронизывают всю систему патентно-правовых норм и служат исходной базой для ее дальнейшего развития и разрешения прямо не урегулированных законом ситуаций, могут быть названы следующие положения:

Во-первых, признание за патентообладателем исключительного права на использование запатентованного объекта. Это означает, что только патентообладатель может изготавливать, применять, ввозить, продавать и иным образом вводить в хозяйственный оборот запатентованную разработку. Напротив, все другие лица должны воздерживаться от ее использования, не санкционированного патентообладателем. Любое не санкционированное договором или законом вторжение в исключительную сферу патентообладателя должно пресекаться, а нарушитель подвергаться предусмотренным законом санкциям.

Во-вторых, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, с одной стороны, и интересов общества, с другой. Например, ограничение действия патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает во всеобщее пользование. Кроме того, условием предоставления патентно-правовой охраны той или иной разработке является внесение разработчиком действительного вклада в уровень техники и тем самым обогащение общественных знаний. В этих целях проводится проверка заявляемых решений, а также создание условий для ознакомления любых заинтересованных лиц с новейшими разработками.

В-третьих, предоставление охраны лишь тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. Для получения охраны необходимо оформить и подать в Патентное ведомство особую заявку, которая рассматривается последним с соблюдением определенной процедуры. Если заявка на выдачу патента не подавалась, разработка, которая объективно отвечает всем критериям патентоспособности, объектом охраны со стороны патентного права не становится. Это еще одно существенное различие между патентным и авторским правом. Авторское право охраняет любые творческие произведения, находящиеся в объективной форме. Патентным правом предоставляется охрана только тем разработкам, которые обладают новизной. Большое значение в патентном праве имеет понятие приоритета, которое неизвестно авторскому праву. На государственное признание и охрану своих прав могут претендовать только те заявители, которые первыми подали правильно оформленную заявку на выдачу патента.

В-четвертых, законом признаются и охраняются права и интересы не только патентодателей, но и действительных создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Прежде всего именно действительным разработчикам предоставляется возможность получить патент и стать патентообладателями. Если в соответствии с законом право на получение патента имеет лицо, например работодатель, закон гарантирует получение разработчиками вознаграждения соразмерного выгоде, которая получена или могла быть получена работодателем при надлежащем использовании разработки.

В. Институт права средств индивидуализации.

С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливает объективную потребность в соответствующем правовом механизме. Такой правовой механизм представлен особым институтом рассматриваемой подотрасли гражданского права – институтом правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

До недавнего времени этим проблемам в России уделялось очень мало внимание и в законодательстве и в юридической науке. В условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка, с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически ненужной.

С переходом к рыночной экономике отношение к фирменным наименованиям, товарным знакам и другим аналогичным объектам промышленной собственности, стало коренным образом меняться. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителей на производимый товар. Выявленный неудовлетворенный спрос потребителей на тот или иной продукт служит символом для развития производства. Имеющийся вакуум быстро заполняется товарами, нужными потребителям. В этих условиях очень важно обеспечить возможность индивидуализации предлагаемых товаров и услуг, в чем в равной степени заинтересованы и производители, и потребители. Гарантируя права на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуальным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивая их защиту в случае нарушения, закон создает необходимые предпосылки для реализации указанной возможности.

Основной функцией этого института интеллектуальной собственности является обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг. Сам институт состоит, однако, из двух тесно взаимосвязанных, но все же относительно самостоятельных частей, а именно субинститута средств индивидуализации участников гражданского оборота и субинститута средств индивидуализации продукции, работ и услуг. Хотя в главном своем назначении указанные средства индивидуализации совпадают, каждое из них играет и свою особую роль в хозяйственном обороте.

Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предпринимателя, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только не мало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.

Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и постоянно заботиться о повышении качества выпускаемой им продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. На мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25% выше, чем цена анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Аналогичные функции выполняются и таким средством обозначения продукции, как наименование места происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых, неповторимых свойств, обусловленных местом его производства. Обеспечивая правовую охрану наименований мест происхождения товара, государство защищает и стимулирует развитие традиционных ремесел и промыслов, продукция которых всегда пользуется большим спросом у потребителей.

Г. Институт права нетрадиционных объектов.

Творения, признаваемые произведениями науки, литературы или искусства, а также изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами, не исчерпывают всего многообразия результатов творческой деятельности. Наряду с ними имеется немало объектов, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране. Помимо традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также институтом средств индивидуализации участников гражданского оборота (фирменные наименования, товарные знаки, наименование мест происхождения товаров), российское право предоставляет охрану селекционным достижениям, топологиям интегральных микросхем, информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, и некоторым другим результатам интеллектуальной деятельности.

При этом отдельные объекты правовой охраны, в частности научные открытия и рационализаторские предложения, являются специфическими для российского права, поскольку в большинстве государств мира они особо не выделяются. Другие же объекты, в частности селекционные достижения, секреты производства, топологии интегральных микросхем, пользуются специальной правовой охраной в большинстве развитых стран. И тот, и другой вид результатов интеллектуальной деятельности можно отнести к особым, нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности.

Опираясь на отличия рассматриваемых результатов интеллектуальной деятельности от традиционных объектов интеллектуальной собственности, все их можно, условно, отнести к сфере единого правового института – института охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Причина введения правовой охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности подразделяют на общие, которые касаются всех этих объектов, и специфические, которыми обусловлена охрана каждого конкретного объекта. К общим причинам следует отнести прежде всего то, что рассматриваемые объекты являются результатами интеллектуального труда.

Введение специальной правовой охраны этих результатов стимулирует творческую активность его членов, способствует развитию научно-технического прогресса и умножению духовного богатства общества. Важной причиной такой охраны служит то, что традиционные институты гражданского права – авторское и патентное право, а также институт средств индивидуализации участников гражданского оборота – не могут обеспечить в силу присущих рассматриваемым объектам особенностей их надлежащую правовую охрану. Так, авторское право охраняет форму, а не содержание творческих произведений. Между тем ценность открытий, топологий интегральных микросхем, селекционных достижений, рационализаторских предложений и других нетрадиционных объектов состоит прежде всего в содержании соответствующих положений и решений. Конечно, любой творческий результат, выраженный в объективной форме и доступный для восприятия третьих лиц, охраняется в качестве объекта авторского права. Но такая охрана не обеспечивает признания и защиты основного творческого вклада его создателя – разработки существа научной проблемы или содержания решения.

Охрана содержания новых решений практических задач обеспечивается патентным правом. Однако лежащие в основе данного института принципы, в частности идея патентной монополии, необходимость доведения существа решения до сведения третьих лиц как условие предоставления охраны, правоустанавливающее значение государственной регистрации объекта промышленной собственности и др., не позволяют использовать его без существенной модификации для охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, несмотря на близость рассматриваемых объектов к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, они не могут охраняться в рамках патентного права.

Наряду с этими общими причинами имеются и особые основания охраны каждого конкретного объекта. Так, основными целями системы государственной экспертизы и регистрации научных открытий являются: а) подтверждение достоверности научных положений, заявленных в качестве открытий; б) установление авторского и государственного приоритета; в) моральное и материальное стимулирование авторов открытий; г) содействие в решении научно-технических проблем, связанных с открытиями; д) государственный учет и информация об открытиях в целях всестороннего их использования в науке и народном хозяйстве.

Введение особой правовой охраны служебной и коммерческой тайны обусловлено необходимостью ограждения законных интересов участников товарного оборота, затрачивающих время, силы и средства на разработку и внедрение передовых технологий и методов ведения бизнеса, которые далеко не всегда могут быть защищены с помощью традиционных форм правовой охраны. Правила добросовестной конкуренции предполагают наличие у других участников оборота возможности самостоятельно достигать желаемых результатов, но отрицают вторжение в область чужих технических и коммерческих секретов путем промышленного шпионажа, подкупа и другими недозволенными методами.

Быстрое развитие современной вычислительной техники, основой которой являются интегральные микросхемы (ИМС), обусловило необходимость правовой охраны последних как на уровне структурно-функциональной схемы, так и на уровне топологической схемы. Структурно-функциональная и электрическая схемы ИМС, а также способы изготовления ИМС могут быть защищены в рамках патентного права, поскольку они подпадают под понятие "техническое решение задачи". Что же касается топологических схем ИМС (взаимное расположение элементов), разработка которых требует значительных трудовых затрат, дорогостоящего оборудования и творческих усилий, то они оказались практически беззащитными перед копированием. Копирование топологий, осуществляемое путем микрофотографирования последовательно снимаемых слоев кристалла и изготовления по этим фотографиям фотошаблонов, является значительно более быстрым и дешевым процессом по сравнению с первоначальной разработкой топологической схемы. В результате нарушитель получает возможность изготавливать и поставлять на рынок более дешевые кристаллы, неправомерно получая преимущества в конкурентной борьбе. Невозможность обеспечения эффективной охраны рассматриваемых объектов нормами авторского и патентного права привела к появлению в гражданском праве особых правил о топологиях интегральных схем.

Итак, подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, представлена четырьмя названными выше самостоятельными институтами, образующими соответственно авторское право, патентное право, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) и институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Авторское право является частью гражданского и регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Законодательства ведущих стран мира признают за авторами исключительные права на результаты их творческой деятельности. Признание авторских прав на государственном уровне создает благоприятные условия для развития творческой активности, а поощрение интеллектуального творчества является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития страны. Основной задачей авторско-правовой системы наряду с защитой прав авторов и их правопреемников от неправомерного использования их произведений является также создание условий, благоприятных для воспроизведения и распространения продуктов интеллектуального творчества. При этом нельзя не отметить особую роль, которую играют в распространении этих объектов юридические и физические лица, которые, не являясь авторами этих произведений, содействуют распространению и воплощению в материальную форму объектов интеллектуального труда. К ним относятся исполнители, режиссеры-постановщики спектаклей, продюсеры, лица, занятые в производстве фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, а также издательства. Такие организации и физические лица, используя свои профессиональные качества и технические и материальные средства создают возможность представить произведение автора в доступной для восприятия форме. Права этих лиц называются смежными, и они тесно связаны с авторским правом. Закон "Об авторском праве и смежных прав" действует в Российской Федерации с 1993г.

Авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующие отношения по созданию, использованию и охране произведений литературы, науки и искусства, наделению их авторов определенными правами.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Оно возникает с момента его выражения в какой-либо объективной форме. Форма выражения может быть самой различной:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

- устной (публичное произнесение, исполнение, литературное чтение);

- звуко-или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая);

- изобразительной (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-теле-видео-или фотокадр);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Перечень возможных форм выражения не является исчерпывающим, так как технические возможности все время меняются и возникают новые.

Произведения могут быть обнародованными и не обнародованными. Обнародование произведения – это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего восприятия. Оно может осуществляться следующими путями:

- опубликование произведения (выпуск в свет) в печати – книги, статьи или иной печатный текст, с которым может ознакомиться другой человек или массовый читатель;

- предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных неопределенному кругу лиц, в том числе, путем записи в память ЭВМ;

- публичный показ-демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т.д.);

- публичное исполнение (чтение стихов, доклады на конференции, исполнение музыкального произведения);

- передача в эфир или иным способом (чтение драматического или иного художественного произведения, исполнение музыкального произведения).

Экземпляры опубликованных произведений могут быть выражены в любой материальной форме (книга, запись фонограммы, аудио-и видеокассета). Автор выпущенного в свет произведения становится обладателем авторских прав на произведение. Однако авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект (например, продажа экземпляра книги) не означает, что лицо, владеющее этим экземпляром, становится обладателем каких-либо авторских прав на это произведение.

Произведения могут быть необнародованными, однако на них также распространяется действие авторского права, если они выражены в какой-либо объективной форме.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Любое произведение имеет содержание и форму, при этом содержание может быть одно, а форма выражения – различной. Содержанием произведений могут являться тема, сюжет, научные факты, методики, а формой выражения может быть статья, в которой материал подобран и систематизирован определенным образом, художественное произведение – рассказ, роман, обладающий характерным только для него языком.

Авторское право разбивается на ряд правомочий имущественного и личного неимущественного характера. Имущественные правомочия имеют экономическое содержание. К ним относятся различные правомочия по использованию и распоряжению произведениями. Все остальные авторские права относятся к числу личных неимущественных.

Личные неимущественные права возникают с момента создания произведения и действуют бессрочно. К ним относятся:

- право авторства, право признаваться автором произведения. Это личное правомочие, заключающееся в праве автора требовать признания своего авторства. В случае присвоения кем-либо авторства на произведение умершего автора любое лицо в праве потребовать восстановление нарушенных прав. Наследники имеют особое право на охрану авторства;

- право на имя и право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно);

- право на неприкосновенность – право на защиту произведения включая его название, от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации). Согласие автора с изменениями, которые вносятся в произведение при подготовке к использованию, оформляется путем подписания автором авторского экземпляра и корректуре. Без согласия автора нельзя снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями и комментариями;

- право на обнародование или на разрешение обнародовать произведение в любой форме. Обнародование может производиться только один раз. Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Так, например, для произведений литературы и искусства обнародованием может являться показ их на выставке;

- право на отзыв. Автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было опубликовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения.

Такие личные неимущественные правомочия, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации, могут принадлежать только автору, они не могут передаваться другому лицу и не переходят по наследству.

Имущественные права. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом и право на гонорар. Правом на использование произведения может пользоваться как сам автор, так и любые другие физические и юридические лица (правообладатели), которым автор передал эти права на основании договора. Только правообладатель может использовать произведение в целях извлечения имущественной выгоды. Все третьи лица обязаны воздержаться от нарушения его права и не могут использовать произведение без его согласия. Эти права являются имущественными правами. Для автора они действуют в течение его жизни и 50 лет после смерти. Они переходят по наследству и могут быть переданы полностью или частично по договору. Срок действия этих прав по договору законом не устанавливается и определяется исходя из условий договора.

Исключительное право на использование произведения означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизводить произведение любым способом (право на воспроизведение). Воспроизведение – это изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме: в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео-и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников или иными техническими средствами;

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат (право на распространение). Сдача в прокат (в наем) означает предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях изложения прямой или косвенной коммерческой выгоды, причем только автору принадлежит право сдавать в прокат в любом случае независимо от права собственности на эти экземпляры, у других правопреемников этого права нет, если это не оговорено в договоре о передаче прав;

- импортировать произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать и исполнять произведение;

- сообщать произведение для всеобщего сведения в эфир и по кабелю, включая и последующие передачи;

- осуществлять перевод, переработку и аранжировку произведения;

- реализовывать архитектурный и дизайнерский проекты.

Опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Автор может передать право на использование своего произведения как на территории Российской Федерации, так и за рубежом любым гражданам или юридическим лицам, в том числе и иностранным. Все эти имущественные правомочия по использованию произведений обычно реализуются автором путем заключения одного или нескольких договоров.

Лица, которым авторы передали свои имущественные права, являются правопреемниками и обладают правами в пределах, оговоренных договором.

Субъекты авторского права. Авторское право по закону принадлежит автору – физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение. Создатель произведения считается субъектом (носителем) авторских прав автоматически, без необходимости получения какого-либо разрешения и без регистрации произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение.

Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Соавторы могут определить последовательность проставление своих имен на произведении, если такой оговорки не будет, то имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Довольно сложно обстоит дело с аудиовизуальными произведениями (теле-, видео-, кино-, диафильмы, слайды), которые воспринимаются как на слух, так и зрительно. Авторами этих произведений являются несколько лиц: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом, каждый на свое произведение. Эти произведения могут быть созданы ранее (роман, положенный в основу сценария), а также непосредственно для этих аудиовизуальных произведений (сценарий, киносценарий, музыкальное произведение). Если используется музыкальное произведение, созданное ранее, то его автор не является автором аудиовизуального произведения. Право на использование любых произведений, созданных ранее, срок действия авторского права на которые не истек, необходимо получить у авторов этих произведений.

Объекты авторского права. В законе об авторском праве перечислены объекты авторского права. К литературным произведениям относятся, например, книги, брошюры, статьи (как научного, так и художественного характера), тексты к музыкальным произведениям, опубликованные и неопубликованные лекции, речи и другие выступления, зафиксированные на любом материальном носителе. Программы для ЭВМ также отнесены к литературным объектам.

Объектами авторского права являются произведения изобразительного искусства – живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна. Графического и декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки, чертежи.

Охраняются фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографий, а также аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видео-, радиопроизведения).

К объектам авторского права отнесены и производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры, аранжировки, а также сборники и другие составные произведения, подбор и расположения материалов в которых является результатом творческого труда. К сборникам относятся и базы данных для ЭВМ. Эти объекты охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права материалы, из которых они состоят. Если, входящие в эти объекты произведения охраняются авторским правом, то для их использования необходимо получить разрешение у правообладателей.

Авторским правом охраняются и другие произведения, если они отвечают общим требованиям, предъявляемым к объектам авторского права. Круг охраноспособных объектов авторского права все время расширяется. Это связано прежде всего с появлением новых технических средств, используемых для создания творческих произведений. К их числу относятся, например, кабельное телевидение, видеозапись, передача через спутники, программное обеспечение ЭВМ.

Однако существуют объекты, обладающие всеми этими признаками, но не охраняемые в силу прямого указания закона. Авторское право не распространяется на произведение народного творчества, а также на официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), официальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), утвержденные государственными и общественными организациями, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Любое использование произведения в коммерческих целях возможно только с разрешения автора или иного правопреемника на основании договора, заключенного в письменном виде. Авторский договор – один из видов договоров гражданского права. Это соглашение сторон, касающееся использования охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.

Живописец, специализирующийся на военной тематике, обвинил кондитеров концерна "Бабаевский" в незаконном использовании своих произведений. На плитках шоколада "Гвардейский" красуются драгуны, гренадеры, мушкетеры, гусары, нарисованные О. Пархаевым. При этом изображения использовались без согласия художника. Более того, некоторые рисунки были искажены. Например, унтер-офицеру мушкетерских полков производители сладостей подрисовали усы. Выплачивать компенсацию Пархаеву за нарушение авторских прав концерн "Бабаевский" отказался. Поэтому художник решил подать в Преображенский суд г. Москвы иск, в котором потребовал 8000 минимальных зарплат в качестве компенсации, а также изъять и уничтожить контрафактные обертки с шоколадом или без него. ("Интеллектуальная собственность", №6, 1999).

Классификация авторских договоров. Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.

Авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора – на издание литературных, музыкальных произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников и т.д.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский договор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности определяет его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливает сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т.п.

В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Особое внимание здесь уделяется проблеме использования произведения.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое знакомство публики с произведением.

Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. Такой договор заключался автором с той театрально-зрелищной организацией, которой передавалось право на первую постановку произведения. До премьеры произведения или истечения срока, установленного на постановку, автор не мог без письменного согласия организации передать свое произведение для использования тем же способом другим театрально-зрелищным организациям того же города.

Сценарный договор – это договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио-или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделяется в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства.

Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передача для общего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

В настоящее время существует большое разнообразие авторских договоров, каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся его предметом, так и способами их использования.

Условно все авторские договоры можно разделить на два типа – авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. По авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передавал либо автор обязывался создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным в договоре способом, а организация обязывалась осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемник представлял организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использование произведения в форме, предусмотренной договором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: