Ноу-хау

Знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера,применяемые в процессе научно-исследовательских разработок, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, не защищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично, являются объектом купли-продажи в международных торговых сделках. Они объединяются понятием ноу-хау (буквально «знаю как делать»). В зависимости от содержания ноу-хау может быть конструкторское, технологическое, производственное, управленческое, коммерческое, финансовое.

Характерными чертами ноу-хау являются: научно-техническая и экономическая ценность, практическая применимость, отсутствие прямой защиты в качестве промышленной собственности, полная или частичная конфиденциальность.

Ноу-хау предоставляется в форме либо документации (чертежей схем, руководства, инструкций, спецификаций), либо непосредствен­ного производственного опыта специалистов путем «передачи лю­дей» (посылки специалистов, которые владеют и способны приме­нить опыт в определенной области.

Знания и опыт специалистов, так же как и их изобретения, при­сваиваются фирмами. Принимая специалистов на работу, фирма за­ключает с ними договор о передаче ей всех прав на будущие изобретения, создаваемые в процессе работы в фирме. Специалисты обычно обязуются не разглашать и не публиковать без разрешения фирмы какие-либо сведения о научно-технических достижениях, разработ­ках, технологии, производственном процессе и т.п., которые создает специалист или о которых он знает в связи с работой в фирме.

Соглашения на передачу «ноу – хау» имеют определённые особенности:

- стороны должны чётко определить содержание «ноу - хау», представляющим полезность, конфиденциальность, при чём интересы экспортёров и импортёров здесь расходятся: импортёры стремятся к сужению содержания «ноу - хау»;

- более подробно излагается весь комплекс обязательств по передаче знаний;

- особо прорабатываются гарантийные обязательства экспортёров в части завершённости передаваемых разаработок, их современного технического уровня и патентной чистоты использованных решений;

- серьёзное внимание обращается на обязательства импортёра по сохранению конфиденциальности передаваемого процесса.

Для организации продажи ноу-хау следует, прежде всего, сохранять тайну ноу-хау. Для этого знакомить с ноу-хау следует только того, кто обеспечивает реализацию, и только в той части, которая ему необходима. Полностью ноу-хау могут знать 1-2 человека.

Если в ходе переговоров не удаётся продать «ноу – хау» без раскрытия существующего секрета производства до подписания контракта, следует рекомендовать заключение предварительных соглашений, по которым иностранный партнёр принимает на себя обязательства не разглашать и не суть «ноу- хау», если договор не будет заключён.

Вопросы для повторения

1. Раскройте понятие объектов интеллектуальной собственности.

2. Охарактеризуйте процесс выдачи патентов.

3. Раскройте понятие и виды лицензионного соглашения.

4. Проанализируйте особенности международного лицензирования.

5. Перечислите принципы патентной системы развитых стран.

6. Раскройте содержание «Ноу- хау» и специфику заключения договоров на продажу «Ноу-хау».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: