Положение христиан при князе Святославе и его преемниках

Крещение святой княгини Ольги

С деятельностью святой равноапостольной княгини Ольги, вдовы Игоря, (945 – 969) связан второй этап христианизации верхушки древнерусского общества. Как известно из «Повести временных лет», Ольга слыла не только мудрой, но и жестокой правительницей. Ужасная расправа, учиненная княгиней над древлянами в порядке кровной мести за убитого ими Игоря, свидетельствует о ее первоначальном типично языческом мировоззрении. Хотя уже были на Руси первые христиане, но проповедь Евангелия, судя по всему, до Ольги дошла далеко не сразу. По-видимому, постепенно в душе княгини произошел перелом, который повлек ее к покаянию и обращению в христианство. Крещение Ольги произошло, скорее всего, в Константинополе, о чем сообщают византийские историки. Княгиня Ольга была для соотечественников примером христианского благочестия. Летописцы по праву называют ее «зарей», которая предшествовала «солнцу» – то есть святому князю Владимиру. Наиболее явным проявлением исповедования княгиней христианства была ее кончина в 969 г. Киевляне не увидели привычной языческой тризны, потому что княгиня запретила хоронить себя по языческому ритуалу, а стали свидетелями трогательного христианского обряда погребения. Значение ее примера для общества было чрезвычайно велико. Недаром позднее советники говорили князю Владимиру, что если уж мудрейшая Ольга приняла крещение, то это дело заслуживает доверия. Иными словами она подготовила почву для утверждения христианства на Руси.

Утверждение христианства княгиней Ольгой не было продолжительным. Ее сын, воинственный Святослав Игоревич (ок. 960 – 972), судя по летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству. Мать просила его принять крещение, а он отвечал, что дружина будет смеяться над ним. Новая вера, по всей видимости, не соответствовала характеру князя и его дружины. Скупые свидетельства, сохранившиеся с той поры, позволяют предполагать, что после кончины святой равноапостольной княгини Ольги ее сын-язычник воздвиг гонение на христиан. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись, историк В.Н. Татищев сообщал о том, что по приказу Святослава в Киеве была разрушена Никольская церковь. Раскопки языческого пантеона в Киеве подтверждают летописное известие. Фундамент капища – неглубокие рвы – сплошь заполнен битой плинфой (кирпич), осколками шифера, кусками штукатурки с фрагментами фресок. Археологи уверенно интерпретируют находки как остатки христианского храма, вероятно разрушенного во времена Святослава. Можно считать, что при Святославе действительно имела место реакция язычества против усиливающегося христианства.

Еще острее борьба язычества с христианством разгорелась при преемниках погибшего от рук печенегов Святослава. Киевским князем после кончины отца стал старший сын – Ярополк. Другой сын – Олег княжил в земле древлян. Оба старших сына Святослава были воспитаны Ольгой, то есть, в христианском духе. В исторической литературе утвердилось мнение о том, что старший сын Святослава в борьбе за власть опирался на партию киевлян и благожелательно относился к христианству.

На фоне братьев - законных князей Владимир выглядел «бастардом», так как был сыном Святослава от его наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Его презрительно называли «робичичем», то есть сыном рабыни. Владимир получил в удел далекий Новгород. Его, вероятно, решила использовать в своих целях партия ревнителей язычества. Полуваряжский Новгород встал в оппозицию к Киеву. И Владимир первоначально выступал как лидер этой агрессивно настроенной партии. Казалось, что победа осталась за ними, когда Владимир в решительной схватке одолел Ярополка, погибшего около 978 – 979 гг. Но на самом деле дни язычества были уже сочтены.

Тема 2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В юрисдикции константинопольского патриархата

(от крещения Руси до татаро-монгольского нашествия) (988-1237 гг.)

Языческий период деятельности князя Владимира. Выбор веры. Крещение князя. Крещение Руси и его значение. Подвиг святых князей Бориса и Глеба. Церковь при Ярославе Мудром и его преемниках. Внутреннее устройство Русской Православной Церкви. Влияние церковных иерархов на гражданские дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: