«Электронное правительство». Услуги «Электронного правительства»
Начнем с определения самого термина “электронное правительство”, а также других понятий, описывающих эту сферу применения информационно-телекоммуникационных технологий. Этот этап чрезвычайно важен, поскольку от полноты определения зависит степень понимания, а следовательно – то, насколько полноценно могут быть использованы возможности идеи в целом.
Определения электронного правительства строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают определения описательные – какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению электронного правительства. Другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. А также определения экономические, ориентированные на максимальную эффективность управления государством.
|
|
Каждый принцип верен, поскольку отображает определенный аспект функционирования электронного правительства. Тем не менее, ошибочным будет не принимать во внимание, опускать их частность. Рассмотрим с этой точки зрения лишь некоторые из толкований этого термина. Итак, электронное правительство определяется следующим образом:
§ Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.
§ Информационные технологии в государственном управлении.
§ Государство в Сети.
§ Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
§ Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.
§ Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.
|
|
§ Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-тенологий.
Однако каждое из этих определений представляет электронное правительство скорее как очередное прикладное решение, способ модернизации уже существующих структур и отношений, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Способ оценки электронного правительства, его возможностей, избранный специалистами в сфере информационных технологий, государственного управления, социальных процессов, экономического развития, распространяется и среди непосредственных исполнителей – государственных чиновников.
Понятие электронного правительства сводится чиновниками фактически к электронному общению власти с общественностью и еще к нескольким, опять-таки прикладным, аспектам. Показательно в этом плане высказывание чиновника из Нижнего Новгорода, руководителя проекта www.duma-nn.ru О.Акилова: “идея "электронного правительства"... в том, чтобы решить три основных проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, дебюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам”.
Однако этот подход неверен, поскольку, в первую очередь, он экономически неоправдан. Электронное правительство как обеспечение государственных структур ИТ-решениями означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности. Но существует другой подход. В странах, которые в числе первых серьёзно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом.
В частности, электронное правительство в западном восприятии состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п. Впрочем, полноценная реализация комплексной программы электронного правительства, несмотря на множество технологических и теоретических разработок, реализовываться начинает только теперь – с ноября 2002 Южная Корея вводит в действие правительственный портал (вначале на корейском), уже довольно полно отвечающий определению электронного правительства, а не правительства он-лайн.
Содержание каждого из указанных модулей мы рассмотрим в следующих разделах, а сейчас отметим довольно важный момент относительно правительства он-лайн. Итак, следует отличать правительство, оборудованное электронным интерфейсом (он-лайновое правительство, government on-line), от электронного правительства. Понятно, что он-лайновый интерфейс является неотъемлемым элементом электронного правительства. Но не всегда он-лайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности. По этому поводу следует привести такой пример. С января 2001 года в Дзержинской администрации Волгограда функционирует автоматизированная система административного управления. Математическую модель и программное обеспечение для нее разработал Владимир Владимиров.
|
|
Нам она интересна тем, что "в ней отсутствует интернет, однако присутствует главное – прозрачность управления, контроль над исполнительной дисциплиной и над принимаемыми решениями. Прозрачность структур государственного управления не достигается простым подключением к интернету. очень редка ситуация, когда, например, администрация города или области предоставляет общественности информацию о текущем состоянии бюджета, даже при наличии необходимой для этого информационной системы”. Информация от чиновников всегда дозирована, и часто это означает ее утаивание. Простым внедрением он-лайнового правительства эту проблему не решишь. Ведь чиновник может просто минутной манипуляцией настроить почту на автоматический режим ответа: “Уважаемый N, ваше письмо благополучно получено и передано в отдел работы с гражданами. Ожидайте результата в ближайшее время”.
Принцип же работы, который вводит в том числе и Владимир Владимиров, является, несомненно, более близким к концепции электронного правительства, чем подавляющее большинство существующих он-лайновых правительственных проектов. При такой организации деятельности правительственных структур реализуется на практике требование, сформулированное В.Лисицким: “должны работать прозрачные бюджетные процедуры. Необходимо, чтобы процесс формирования бюджета, процесс накопления им доходов, затратная часть бюджета – чтобы все это было прозрачным, четко описанным и подконтрольным”.
|
|
Таким образом, мы делаем акцент на том, что электронное правительство не как затратное частичное технологическое решение, а как концепция осуществления управления государством, необходимо является элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства.
Конечно, изменения должны затронуть и избирательную систему, принципы законодательной деятельности, схемы осуществления контроля и ответственности всех ветвей власти перед гражданами, их объединениями и бизнесом. Но основой для цифровых преобразований, в том числе и в деятельности государственных и правительственных структур, является готовность граждан использовать возможности информационных технологий, оценить их преимущества, находить новые применения непосредственно для своей жизни, бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т.п.
Этот процесс может инициироваться совместно тремя секторами, определяющими основы общественной жизни – государственным, общественным и деловым. Структуры каждого из этих секторов должны подключиться к активной просветительской деятельности. Тем не менее, Украина на данном этапе своего развития требует применения специфического сценария информатизации – как правительства, так и других сфер общественной деятельности.
Использование Интернета органами управления рассматривается в технологически развитых странах как стратегически важное направление повышения эффективности государственной власти. К популярным в интернет-сообществе обозначениям "В" и "С" (что означает, соответственно, "бизнес" и "потребитель" и используется в различных сочетаниях: В2В, В2С и т. п.) в последнее время добавился новый индекс - "G" (government - государство, правительство). Основными предпосылками появления е-government выступают:
необходимость сокращения затрат на управление и обслуживание населения (экономическая предпосылка);
появление необходимых информационно-коммуникационных технологий (технологическая предпосылка);
повышение уровня социальной и технологической "грамотности" и ответственности основной массы населения развитых стран (социальная предпосылка).
Идея создания "электронного правительства" (е-Government) занимает в планах современных политиков и информационных технологов все более прочное место. Усиливающийся интерес к теме "электронного правительства" заставляет более внимательно рассмотреть роль и место государства в условиях глобальной информатизации общества. Что такое вообще "электронное правительство"? Это далеко не праздный вопрос. Проблема заключается не только в языковой трудности найти тождественную замену термину е-Government. В западном понимании он несет гораздо более широкую смысловую нагрузку, чем русское выражение "электронное правительство", подразумевающее. прежде всего, использование информационных технологий государственными учреждениями для решения управленческих задач. Е-Government - это своего рода постиндустриальная философия взаимодействия государства и общества с использованием новейших информационных технологий, недалеко выходящая за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления.
Современный подход западных обществ к государству исходит из существенных признаков его подобия крупным корпорациям. У государства есть бюджет, доходы, расходы и даже своего рода акционеры - граждане, являющиеся одновременного и его клиентами. Они заинтересованы в том, чтобы услуги государственных учреждений были максимально дешевы и доступны. В соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворению интересов своих "акционеров", к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и качеству оказываемых населению услуг. Речь, таким образом, идет о смене стиля государственной деятельности в направлении укрепления ее рациональных начал.
Модель "электронного правительства" естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как социальная структура, обслуживающая интересы граждан. Российская же политическая культура базируется на укоренившемся в массовом сознании и политическом мышлении патерналистском стереотипе восприятия государства. Различие весьма существенное. Однако, несмотря на эту и другие национальные специфики политических культур, все государства исполняют, в общем-то, схожие функции и имеют достаточно стандартный набор обязанностей перед обществом. Во многом схожи и механизмы государственного управления. Если рассматривать органы власти как структуры по оказанию специфических государственных услуг населению, то влияние информационно-коммуникационных технологий на повышение эффективности административного управления за счет повышения качества аппаратной работы и действенности регулирования общественных процессов представляется достаточно очевидным. Очевидны и такие последствия информатизации, как более эффективное расходование бюджетных средств и сокращение издержек на содержание государственного аппарата. Поэтому технологические перспективы создания "электронного правительства" в России, несмотря на определенную специфику, вписываются в общую логику глобальных процессов информатизации и мало чем отличаются от стратегий информационно-коммуникационного развития других государств. По указанной причине нарабатываемый в мире практический опыт информатизации государственной сферы представляется весьма полезным и поучительным для России.
Внедрение технологий "электронного правительства" направлено на:
упрощение для граждан доступа к информации;
повышение прозрачности и контролируемости власти со стороны общества;
сокращение влияния человеческого фактора в деятельности исполнительного аппарата государства;
привлечение широких слоев граждан к управлению. В технологическом плане "электронное правительство" представляет собой сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе. В структурном отношении "электронное правительство" состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) подсистем:
внутренней правительственной информационной инфраструктуры, построенной по аналогу корпоративной сети;
внешней информационной инфраструктуры, взаимодействующей с гражданами и организациями.
Серьезного внимания заслуживает еще одно важное обстоятельство. Существующие до сих пор многочисленные ограничения доступа к статистическим данным и деловой информации не только наносят ущерб бизнесу, но и мешают развитию частного сектора вторичных услуг, направленных на информирование общественности. Поэтому в качестве первоочередной задачи создания "электронных правительств" выступает упрощение доступа ко всему объему государственной информации, что, в свою очередь, стимулирует развитие секторов услуг, основанных на введении в гражданский оборот новых источников общественно значимых сведений. Реальный эффект от решения данной задачи выходит далеко за пределы самой технической меры по облегчению доступа граждан к накопленной в государственных учреждениях информации, так как в результате этого шага правительства становятся ближе к простым гражданам;
появляется возможность сокращения расходов на содержание правительственных чиновников; создаются дополнительные рабочие места в виде провайдеров вторичных услуг;
создается общенациональный рынок государственной информации.
Усиление потребности в комплексной автоматизации органов власти и государственного управления под влиянием активного распространения "электронного бизнеса" отмечается и в России. Энергичное формирование нового информационно-коммуникационного пространства общения граждан и хозяйствующих субъектов требует изменения стиля административной деятельности, активного включения органов власти в процессы взаимодействия с управляемой средой на основе современных информационных технологий. В рамках проекта "электронного правительства" интегрируются информационные ресурсы министерств и ведомств с обеспечением доступа к ним других участников государственного управления и специальной системой оказания бесплатных и платных онлайновых услуг. Создание данной подсистемы нацеливается на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государственного управления:
совершенствование системы государственного управления. оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание;
объединение информационных ресурсов и информационных услуг органов государственной власти и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;
эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяющую им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;
взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.
Внешняя информационная инфраструктура направлена на совершенствование взаимоотношений между властью и населением и должна обеспечивать:
реализацию права граждан на доступ к открытой государственной информации;
доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;
взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также установление общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;
поэтапный перевод части дорогостоящих государственных услуг в систему специальных сетевых сервисов в соответствии с реальными потребностями граждан и организаций.
В создании "электронного правительства" существенной представляется проблема эволюции национальной информационно-коммуникационной сети. Сегодня уже достаточно очевидно, что сети представляют собой скорее не самоорганизующуюся, а саморазмножающуюся среду. Ускоренный рост слабоструктурированных ресурсов влечет их невостребованность пользователями, а отсутствие в сетевых процессах достаточной упорядоченности создает серьезную угрозу для функционирования и развития всей сети. По этой причине проект сетевой инфраструктуры для государственных нужд должен включать стратегии, обеспечивающие оптимизацию взаимодействия государственного аппарата с гражданами и организациями с одновременным осуществлением и поддержанием процессов становления и развития институтов и структур гражданского общества.
Общедоступное сетевое пространство можно рассматривать как информационно-коммуникационное продолжение гражданского общества, которое не может устойчиво функционировать без создаваемого им же государства для решения задач национального или регионального уровня, а также для поддержания определенного правопорядка. Отсутствие необходимой культуры самоорганизации и саморегулирования онлайновой "цифровой среды" гражданского общества чревато хаосом в виртуальном мире и наличием угроз нанесения заметного ущерба его традиционному (оффлайновому) существованию.
Особенность российского пути информатизации состоит не в наличии каких-то принципиальных подходов к данному процессу, а скорее, в иной расстановке акцентов: с упором на образование и приобщение к информационно-технологическим достижениям массы простых граждан. В складывающейся ситуации простая компьютеризация и оснащение современными средствами связи российских государственных учреждений уже не отвечает современным требованиям. Все более очевидным становится переход к созданию комплексных систем, реализующих концепцию "электронного правительства" на всех уровнях управления, что, кстати, и определено в качестве одного из приоритетов проекта Программы "Электронная Россия". Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим основным взаимосвязанным направлениям:
совершенствование регулирования в информационно-коммуникационной сфере;
информатизация государственного управления;
формирование предпосылок для активизации процессов внедрения информационных технологий;
развитие кадрового потенциала;
поддержка электронных СМИ и общедоступных баз данных и библиотек;
построение телекоммуникационной инфраструктуры для информатизации государственного управления;
создание единой образовательной среды. Проникновение информационных технологий в сферу государственного управления затрагивает, прежде всего, оперативную деятельность исполнительной власти. Информатизацию деятельности этих органов условно можно разделить на три стратегических направления:
1. Автоматизация государственных служб, целью которой является снятие ограничения для пользователей в получении доступа к набору информационных услуг, предлагаемых государственными учреждениями на основе универсального набора технических требований, методик и открытых технологий, подобных языкам ХМL, стандартизации технического описания баз данных, деловых услуг и моделей сотрудничества, что позволяет связать на информационном уровне различные сферы деятельности государственных служб.
2. Создание Портала государственных служб как комплекс мероприятий по формированию множественных каналов доступа к широкому диапазону государственных услуг для населения (выдача новых лицензий, производство платежей и т. п.), а также к образовательным и медицинским учреждениям. В рамках портала возможно установление непосредственной связи между государственными организациями и бизнес-структурами, позволяющее исключить необходимость использования большого количества бумажных документов, ускорить процесс сбора и обработки необходимых сведений, снизить из держки информационного взаимодействия с государственными органами.
3. Формирование цифровых (электронных) сообществ граждан и бизнес-стуктур, направленное на приобщение органов власти и разных слоев населения к информационным системам государственных служб и стимулирование их участия в работе местных органов управления, а также создание условий для массового перехода малых и средних предприятий на такие новые виды бизнеса, как электронная коммерция. Интерактивное взаимодействие позволит улучшить обратную связь власти с населением, что будет способствовать совершенствованию процесса принятия решений.
Информатизацию государственных органов нередко смешивают с процессом их насыщения компьютерной техникой. Но сегодня уже на 70% столов государственных служащих установлены персональные компьютеры. Однако выход в информационно-коммуникационные сети имеют не более 2% из них. Это означает, что компьютеры используются в государственных учреждениях в лучшем случае как окна доступа к загруженным в их память базам данных. В худшем же случае - компьютер выполняет функцию дорогостоящей печатной машинки или современного элемента интерьера. Проведенные компанией "IT" исследования характера и уровня автоматизации органов местного самоуправления свидетельствуют о том, что число отдельных персональных компьютеров составляет сегодня 65%, соединенных в сети функциональных подразделений -13%, а подключенных к учрежденческим сетям -19%. Персональные компьютеры в сетях, объединяющих организации с филиалами и внешней средой, составляют всего 3%. Таким образом, уровень компьютерной оснащенности уже сегодня превышает возможность персонала эффективно эксплуатировать технику.
Главная проблема состоит не в оснащенности технологиями, а в использующих эти технологии людях. В этой связи резко возрастает роль постдипломного образования - от компьютерного ликбеза до освоения специализированных программ. Однако шаги в данном направлении встречают глухое сопротивление консервативной части государственного аппарата, опасающегося за свои рабочие места после внедрения информационных технологий. Эти опасения имеют под собой определенные основания. Онлайновая инфраструктура способна перенести в автоматизированный режим многие рутинные задачи, что приведет к сокращению аппарата примерно на 20 процентов. Новые технологии - не угроза для квалифицированных государственных служащих, а предупреждение техническому персоналу, не желающему осваивать современные средства и методы управления. Государственный служащий должен выступать интеллектуальной силой процесса управления, а не конкурентом компьютера.
Из сказанного следует, что основными ограничениями на пути реализации идеи "электронного правительства" выступают:
слабое распространение информационных технологий и недостаточная технологическая грамотность населения страны;
низкий уровень социальной и гражданской ответственности, как со стороны государственного аппарата, так и со стороны населения;
ограниченная готовность информационных систем и персонала органов управления к масштабному внедрению и эффективной эксплуатации специализированных приложений "электронного правительства".
Очевидно, что создание информационной сетевой инфраструктуры государства должно сопровождаться "реинженирингом" всей системы управления и преодолением стереотипов бюрократической культуры индустриального общества. Поэтому реализация проекта "Электронная Россия" должна сопрягаться с административной реформой, нацеленной на коренную модернизацию всей системы государственного управления. При разработке и реализации конкретных проектов создания "электронного правительства" в России следует учитывать фактор незавершенности процесса структурирования политического пространства как такового. Практически реализуемыми представляются сегодня следующие сетевые проекты:
создание в рамках Правительственного портала современной системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти и открытия сетевых представительств государственных органов и организаций;
формирование комплекса сетевых услуг для журналистов и редакций СМИ, обеспечивающего их виртуальную аккредитацию и он-лайновый доступ на государственные мероприятия;
ведение каталога сетевых ресурсов органов государственной власти с полноценной поисковой системой и другими информационными услугами, что не только повысит удобство для пользователей, но и обеспечит ведение национального мониторинга государственных сетевых ресурсов;
создание справочно-информационных баз данных правительственных документов, интегрирующих тексты правительственных документов с интерфейсами, обеспечивающими их удобный поиск;
развитие сетевой инфраструктуры информационного обеспечения деятельности правительства, министерств и ведомств в кризисных и проблемных ситуациях с технологическими возможностями оперативного создания "виртуальных площадок" под конкретные задачи;
разработка сетевых механизмов диалогового взаимодействия правительственных учреждений и граждан (или их сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по определенным общественно значимым проблемам с функцией виртуальных экспертных сообществ;
организация он-лайновой системы обучения и профессиональной подготовки государственных служащих.
При разработке конкретных проектов создания отраслевых или региональных систем "электронного правительства" необходимо иметь в виду, что для подавляющего большинства органов государственного управления сегодня характерны:
несвязанность между собой информационных систем;
разнородность используемых технологических платформ;
нескоординированность процессов инвестирования в информационные технологии и деятельности команд разработчиков;
невысокий уровень технологической культуры;
недостаток специализированных решений для выполнения органами государственного управления "внешних" функций.
Из сказанного становится очевидной необходимость создания единых информационно-коммуникационных сред для интеграции управленческих решений и информационных ресурсов государственных учреждений, организации оперативного обмена информацией и устойчивого взаимодействия между органами власти и гражданами страны. Новая идеология управления информационными потоками основана на анализе конкретных предпочтений и потребностей сотрудников информатизируемых структур с построением адекватных моделей процессов управления, а не на абстрактной теории и общих технологиях построения информационных систем ради самих этих систем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Идея внедрения «Электронного правительства» в Казахстане.
2. Главные приоритеты создания «Электронного правительства». Цели и задачи «Электронного правительства». Этапы реализации программы создания «Электронного правительства».
3. Основные понятия, используемые в Государственной программе формирование «Электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы: э-правительство, э-услуга, государственная услуга, ИКТ, э-банкинг, информационное неравенство, поставщики э-услуг.
4. Нормативная правовая база создания э-правительства: закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», закон РК «Об информатизации».
5. Системообразующие информационные системы (базы данных: «физические лица», «юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости»; информационные системы электронного документооборота, электронных архивов; веб-портал правительства; ведомственные информационные системы с элементами э-правительства интегрированная налоговая информационная система, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.д.). «Электронное правительство».
6. Основные понятия: база данных, государственный орган, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, информационная система, протокол приложений для беспроводной связи WIRELESS APPLICTATION PROTOCOL, удостоверяющий центр, электронная цифровая подпись, электронные услуги, web-служба.
7. Архитектура «Электронного правительства». Общая структура единой архитектуры (архитектура деятельности, системная архитектура, техническая архитектура).
8. Инфраструктура «Электронного правительства». Внешний контур, внутренний контур. Основные базовые компоненты инфраструктуры.
9. Портал э-правительства. Шлюз э-правительства. Удостоверяющий центр.
10. Национальная идентификационная система. Единая транспортная среда государственных органов. Информационные системы ведомств и местных органов власти.
11. Информационная безопасность. Обеспечение защиты информационной инфраструктуры э-правительства, совершенствование структуры, материально-технического и кадрового обеспечения безопасности информационных систем государственных органов. Национальные и международные стандарты в области защиты информации.
12. Услуги «Электронного правительства».
13. Базовые услуги «Электронного правительства» в соответствии с основными сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций.
14. Налоговые и таможенные обязательства Предпринимательство и бизнес.
15. Социальная защита и занятость населения. Образование, наука и здравоохранение. Законность и правопорядок. Экономика и торговля.
16. Оборона, национальная безопасность и управления в чрезвычайных ситуациях. Охрана окружающей среды.
17. Культура, спорт, туризм и информационное пространство. Дипломатия и международные связи.
18. Ознакомление с принципами предоставления услуг «Электронным правительством».
Рекомендуемая литература [1,3,4,5]