Телекоммуникационная клиринговая система SIT (Франция)

Телекоммуникационная система BACS (Англия).

Система создана в 1968 г. и, по состоянию на 1988 г., имела 16 банков-акционеров. Позднее система была преобразована в систему BACSTEL.

Система предоставляет два вида услуг для абонентов: "сервис по графику" (передача сообщений в режиме off-line) и "сервис по требованию" для передачи коротких сообщений по каналам общедоступ­ных телекоммуникационных сетей.

Проект системы SIT был разработан в 1982-83 гг. крупнейшими банками Франции. Взаимодействие БС в системе SIT происходит на основе выделенных каналов общедоступной сети Transpac. Используется протокол Х.25. Отличительной особенностью данной сети является то, что плата за предоставление канала не зависит от расстояния между банками-абонентами. Система SIT взаимодействует с платежными системами VIZA и MasterCard.

Сеть передачи данных BankNet (Казахстан) Учредителями являются Нац. Банк, Агропромбанк, Народный банк, ЖилСтрой банк. В 1994 году была начата разработка ТЗ на проектирование сети передачи данных (СПД) по протоколу Х.25. В 1997 году сеть начала функционировать. В организационную структуру входят центральный офис в г. Алматы и 19 региональных служб телекоммуникаций. Достоинствами являются: надежность работы (топология звезда); защита информации; качество обслуживания. Принципы построения: использование современных технических средств; использование стандартных протоколов Х.25, Frame Relay, TCP/IP; высокий уровень безопасности данных; взаимодействие в зарубежными информационными системами и создание собственных. Услуги: построение корпоративных сетей; предоставление доступа к сетям SWIFT, Internet, Dow Jones, Bloomberg/

В 1968 г. была начата работа над проектом создания межбанковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financical Telecommunication).

Целью ее создания было обеспечение всех участвующих в проекте банков (и других финансовых организаций) защищенной от несанкционированного доступа, надежной, высокоскоростной и круглосуточно работающей системой для передачи банковской информации.

В начале 70-х гг. система начала функционировать. В 1987 г. был преодолен барьер в 1 млн. межбанковских операций в день. Сейчас быстрыми темпами происходит внедрение новой модернизированной системы SWIFT-2.

SWIFT выполняет следующие работы:

§ стандартизацию;

§ финансовые телекоммуникации;

§ обучение;

§ рабочие встречи;

§ дополнительную сетевую обработку;

§ обслуживание терминалов конечных пользователей.

К дополнительной сетевой обработке относятся:

§ расчеты в ЭКЮ;

§ обработка банковских карточек;

§ связь с рынками капиталов;

§ передача файлов;

§ обслуживание баз данных;

распространение информации.

Преимущества SWIFT:

§ повышение эффективности;

§ сокращение ошибок;

§ снижение расходов;

§ прямая адресация к банкам;

§ незамедлительное выполнение платежей;

§ эффективное управление средствами (фондами);

§ надежность, достоверность, конфиденциальность информации.

Стоимость передачи одного сообщения в системе SWIFT оказывается меньше, чем стоимость его передачи по телексу. Стандартизация типов сообщений передаваемых по сети SWIFT была выполнена Международным комитетом по стандартизации. В 1974-80 гг. разработка типовых сообщений была завершена. В конце 1993 г. была добавлена группа новых финансовых стандартов SWIFT Alliance, где определяются интерфейсы для связи с национальными глобальными сетями компьютеров по телексу и факсу.

Применение стандартных форматов сообщений в рамках системы SWIFT дает следующие преимущества:

· исключается возможность различной интерпретации сообщений отправителем и получателем;

· возможен полный контроль за передачей информации на основе постоянной фиксации транзакций в системе;

· банк-пользователь системы может автоматически генерировать ежедневный отчет по проведенным операциям.

Категории, группы и типы финансовых сообщений

Вся специфика S.W.I.F.T. как международной системы финансовых сообщений отражается в категориях, группах и типах сообщений, пересылаемых по сети. В настоящее время используется 11 категорий (табл. 1) охватывающих более 130 типов сообщений, построенных таким образом, чтобы обеспечивать выполнение финансовых операций с большой точностью.

Сообщения, как правило, передаются от одного пользователя S.W.I.F.T. к другому (или другим), однако существует и категория системных сообщений, которые позволяют пользователю взаимодействовать с сетью. Системные сообщения используются для запроса определенных действий и получения специальных отчетов, поиска сообщений в базе данных, для учебных и тренировочных целей. Пользователь может получать от сети запросы или она может информировать его о своем текущем состоянии, обновлениях, новых услугах и т.д. Системные сообщения пользуются наивысшим приоритетом, поскольку содержат информацию, касающуюся функционирования сети.

Всем остальным типам сообщений, относящимся к категориям 1-9 и n, присвоены трехзначные цифровые коды, причем первая цифра соответствует категории операции.

Каждое сообщение из общей группы можно использовать в любой из описанных ниже категорий сообщений. Коды сообщений общей группы выглядят как n9M, где n - заменяется номером той категории, которая наилучшим образом соответствует цели сообщения, 9 - указывает на особый характер сообщения в каждой категории, а

М определяет конкретный тип сообщения (например, 0 - уведомления, 2 - требования об аннулировании, 5 и 6 - соответственно, запросы и ответы).

Сообщения категории 1 связаны с платежами или информацией о них, когда заказчик или бенефициар или они оба не являются финансовыми организациями.

К категории 2 отнесены сообщения, которыми финансовые организации обмениваются в своих интересах. К ним относятся перечисления, содержащие требования о движении денежных средств, полученных финансовыми организациями в свою пользу или пользу других финансовых организаций, а также уведомления о предстоящих поручениях, извещающих финансовые организации о средствах, которые должны поступить на счета отправителей.

Сообщения категории 3 подтверждают информацию, уже известную обеим сторонам (подробности контрактов к этому времени обычно уже согласованы), сообщая сведения о подтверждении и урегулировании сделок к ним относится информация о валютно-обменных контрактах, вложениях денежных средств в связи с операциями по заему/депозиту и соглашения о досрочных процентных ставках.

Сообщения, относящиеся к категории 4, не предполагают строгого соблюдения единых правил, установленных для инкассовых платежей, однако должны обрабатываться с учетом того, что ведение инкассовых платежей на основе различных видов валюты ни в одном сообщении не предусматривается.

Сообщения категории 5 содержат инструкции по продаже и оплате ценных бумаг и соответствующие подтверждения, информацию о совместных действиях, уведомления о капитале и прибыли, отчетность и информацию, связанную регулированием портфеля и кредитованием ценных бумаг.

Сообщения категории 6 могут нести информацию, относящуюся непосредственно к операциям с драг металлами (торговые подтверждения, уведомления/инструкции по сделкам, отчетная информация), а также различного рода уведомления, которыми обмениваются финансовые организации, входящие в синдикат по драг металлами (сообщения о приостановлении/возобновлении услуг, об установленных процентных ставках, оплате капитала или процентов с него и платах в пользу синдиката).

Cообщения, относящиеся к категории 7, содержат информацию о выпуске займов, инструкции и отчеты, связанные с кредитными операциями и предоставлением гарантий. На сообщения, относящиеся к этой категории, не накладывается жестких ограничений в виде требований непременного использования именно английского языка.

К сообщениям категории 8 относятся сообщения о продаже и оплате дорожных чеков, рефинансировании и управлении запасами, а также сообщения, которыми обмениваются эмитенты чеков и отправители денежных переводов (ремитенты), торговые агенты и агенты по рефинансированию, вовлеченные в операции с дорожными чеками.

К категории 9 относятся сообщения о балансовой отчетности (информация о регулировании денежных операций, деталях баланса и операций), запросы о клиентах и организациях.

В целом система SWIFT представляет собой ГВС на основе компьютерных центров, соединенных различными каналами связи. Основные обрабатывающие компьютерные центры расположены в США и Голландии. Эти центры связаны с региональными хост-компьютерами, которые устанавливаются в странах, вступивших в сообщество SWIFT. Сообщение от банка-отправителя поступает через модем по каналам (например, коммутируемым или выделенным телефонным линиям) в региональный хост-компьютер. Ответственность за передачу сообщения до регионального хост-компьютера несет банк-отправитель. В региональном центре системы SWIFT сообщения проверяются на соответствие стандартам, накапливаются, шифруются и передаются по назначению.

В системе SWIFT применяется многоуровневая система защиты информации, которая обеспечивает гарантии сохранности и конфиденциальности передаваемых данных. Широко используются криптографические методы, соответствующие стандартам ISO. Говоря о программно-аппаратной реализации системы SWIFT, следует отметить тот факт, что все возможные варианты такой реализации тоже четко стандартизованы. В качестве интерфейсов различных уровней для подключения к сети SWIFT используются интерфейсы ST200, ST400 и ST500, которые обладают различной производительностью и могут быть реализованы на основе различных компьютерных платформ.

Переход к модели рыночного типа с применением цен мирового рынка должен сопровождаться созданием интегрированных информационных сетей, обеспечивающих оперативный доступ к соответствующим информационным базам данных при поиске партнера по торговле, кооперации, специализации: по уровням мировых цен, состоянию мировых рынков, в связи с развертыванием аналитических и прогнозных работ. Кроме того, информационные сети могут использоваться при управлении каким-то конкретным объектом. Совокупность ЭИС, объединенных в единую сеть с помощью средств передачи данных представляют собой информационную сеть. Пользователи ее имеют доступ к информации любой ЭИС, входящей в сеть. Использование информационных сетей предполагает рассредоточение вычислительных ресурсов и приближение их к местам возникновения и потребления информации. В информационных сетях резко увеличиваются вычислительные мощности имеющихся средств, обеспечивается надежность технологических процессов, расширяется доступ к информационным ресурсам различных пользователей. Информационная вычислительная сеть разделяется на три взаимосвязанных подсети: базовую сеть передачи данных (СПД), сеть ЭВМ и ПЭВМ и терминальную сеть. Совокупность средств передачи данных между ЭВМ и ПЭВМ представляют собой базовую СПД. Сеть ЭВМ состоит из совокупности ЭВМ, объединенных сетью передачи данных. Сеть ЭВМ состоит из главных и терминальных ЭВМ. Главная ЭВМ (ГЭВМ) выполняет задания пользователей (абонентов) сети. Терминальные ЭВМ (ТЭВМ) необходимы для сопряжения терминалов с базовой СПД. Терминальную сеть образуют терминалы и терминальная сеть передачи данных. С помощью терминалов абоненты производят ввод и вывод данных. В терминальной сети могут использоваться интеллектуальные терминалы и абонентские пункты. Интеллектуальный терминал обеспечивает локальную обработку данных (хранение, выполнение каких-либо расчетов, манипуляции с данными и др.). В качестве его могут использоваться автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей. Абонентский пункт выполняет ввод и вывод данных от нескольких источников.

Локальной вычислительной сетью (ЛВС) - называется сеть, узлы которой расположены на небольшом расстоянии друг от друга, не использующая средства связи общего назначения. Обычно ЛВС объединяют в себя ЭВМ и другие устройства вычислительной техники, расположенные в одном помещении, здании или группы зданий на расстоянии не более, чем 1-2 километра друг от друга. Организация АРМ на базе ПЭВМ в режиме работы сети (ЛВС) необходима в том случае, если нужен доступ к более мощным вычислительным ресурсам, для оперативного обмена данными. Разработка ЛВС началась в 70-х годах. В настоящее время существует большое количество вариантов ЛВС. Основные области применения ЛВС - системы административного управления (офисные), например, сеть Ethernet (США) или сеть Cambridge Ring (Кембриджное кольцо) в Кембриджском университете Англии; автоматизации проектирования различных процессов и систем; автоматизации научных исследований, промышленные системы (системы управления технологическими процессами и производством).

Существуют региональные (национальные) сети, охватывающие круг абонентов какой-либо страны, региона или круг абонентов определенной категории этого региона. Например, сеть ARPA, объединяющая университеты и исследовательские организации США, университеты и исследовательские организации Франции - сеть CYCLADES и др. В настоящее времы существуют различные международные сети: ARPA (территория США, Гавайские острова, Норвегия, Англия), сеть фирмы General Electric (свыше 50000 пользователей в 250 городах США, Европы и Японии), и др.

Кроме универсальных сетей, способных представлять вычислительные и информационные услуги, имеются специализированные сети, например, банковские сети, которые осуществляют расчеты между клиентами территориально удаленных друг от друга банков и др. Многие страны создали или создают сети национального масштаба обслуживания правительственных органов.

Информационная система бизнеса (ИСБ) - это специальносозданная информационная система высокого уровня, включающаяработников, технические и программные средства, методы и процедуры обработки данных и систему информации конкретной предметной области. Входом ИСБ является внутренняя и внешняя информация, а выходом - информация, предназначенная для принятия управленческих решений. Внешняя информация отражает состояние окружающей среды и включает такие данные как характеристики потребителей и конкурентов, профессиональных и предпринимательских ассоциаций, регламентирующая информация региональных и государственных органов управления. Внутренней является информация о производстве товаров и услуг, финансовом состоянии объекта, создании новых видов товаров и услуг и др., т.е. совокупность информации о внутреннем состоянии объекта (фирмы, биржи, банка и т.д.).

Эффективность выработки управленческого решения в бизнесезависит от использования качественной, достоверной и своевременной информации. А это связано с необходимостью создания баз знаний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Информационные системы функциональных структур рыночной экономики

2. Локальные, национальные и международные информационные сети

3. Международные информационные сети

4. Международная система SWIFT

5. Электронные финансовые сети

6. Распределенные технологии обработки и хранения данных

7. Сетевые и распределенные технологии

8. Понятие сетевой технологии

Рекомендуемая литература [1,3,4,5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: