Организация транспортного хозяйства

Для обеспечения производственных процессов средствами и предметами труда и своевременной их доставкой на рабочие места организуется транспортное хозяйство.

По сферам протекания транспортных процессов различают внешний и внутризаводской транспорт.

Внешний транспорт перевозит грузы на предприятие и с предприятия по внешнему кооперированию, а также между складами предприятия и товарными станциями железных дорог, морскими и речными портами;

Внутризаводской транспорт подразделяется на:

- межцеховой – используется для перевозки грузов на территории предприятия между цехами и складами;

- внутрицеховой – используется для перевозки грузов в пределах отдельных цехов и складов. Здесь могут использоваться электрокары, автопогрузчики, мостовые краны, кран-балки, конвейеры, транспортёры, ручные тележки;

- межоперационный – осуществляет перемещение предметов труда между операциями.

Состав и структура транспортного хозяйства определяется объёмом внешних и внутризаводских перевозок, уровнем кооперирования со специализированными транспортными организациями, типом производства, габаритами и массой перевозимых грузов. Транспортное хозяйство предприятия состоит из общезаводских и цеховых служб.

В состав общезаводских служб, обеспечивающих внешние и межцеховые перевозки, входят:

- транспортный отдел – осуществляет общее руководство; разрабатывает планы, технологию и маршруты перевозок; определяет потребность в транспортных и подъёмно-транспортных средствах;

- транспортные цехи выполняют транспортировку грузов, техническое обслуживание и ремонт транспортной техники. На предприятии могут быть: автотранспортный цех, цех железнодорожного транспорта, цех электротранспорта.

Цеховые транспортные службы осуществляют внутрицеховое перемещение грузов и межоперационное перемещение предметов труда и находятся в подчинении цеховой диспетчерской службы.

Рациональная организация перевозок базируется на основе изучения грузопотоков и грузооборота как в целом по предприятию, так и в рамках отдельных производственных подразделений.

Грузопоток – это количество грузов, перемещаемых в единицу времени (смена, сутки, месяц, год) между двумя пунктами.

Грузооборот – общее количество грузов, перемещаемых в единицу времени, на предприятии, в цехе или на складе. Грузооборот представляет сумму отдельных грузопотоков.

Для расчёта грузооборота составляют шахматную таблицу где указывают объёмы перевозимых грузов между грузоотправителями (цехом и складом). В основе построения таблицы лежит баланс объёмов отправленных и полученных грузов.

По грузообороту и грузовым потокам устанавливают тип и количество парка транспортных средств.

Количество транспортных средств циклического действия определяется по формуле:

(19.1)

где Qс – суточный грузооборот, т;

Wтрс – суточная производительность единицы транспортного средства, определяется по формуле:

(19.2)

где Wц – производительность транспортного средства за один цикл;

mц – число рабочих циклов за сутки определяется по формуле:

(19.3)

где Fдс – суточный фонд времени работы транспортного средства, мин.;

Тц – длительность транспортного цикла определяется по формуле:

(19.4)

где Тпр – время пробега, мин.;

Тn – время погрузки, мин.;

ТР – время разгрузки, мин.;

Число транспортных средств непрерывного действия (конвейеров, транспортёров) определяются по формуле:

(19.5)

Qч – часовой грузооборот, m;

Wч – часовая производительность транспортёра, т;

При межцеховых перевозках могут применяться маятниковые или кольцевые маршруты. Маятниковый маршрут предусматривает перевозку между двумя пунктами (цехами, складами), которые могут быть односторонними и двухсторонними.

Кольцевой маршрут предполагает последовательную доставку грузов в пункты, расположенные по замкнутой кольцевой линии. Различают кольцевые маршруты с равномерным, возрастающим или затухающим грузопотоком.

Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы между собой с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Для этого на предприятии разрабатывают единые транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: