Принципы стоимостной оценки. Стоимостная база экспорта и импорта

Альтернативные теории международной торговли. Развитие классических теорий международной торговли.

1. Теория торговли, основанная не на обеспеченности факторами производства, а на эффекте масштаба: По мере наращивания объема выпуска издержки производства на единицу продукции снижаются. В результате рост объема производства опережает темпы увеличения потребления производственных ресурсов. Т.е. если затраты факторов производства удвоились, то выпуск продукции увеличивается более, чем в 2 раза.

К причинам возникновения эффекта масштаба относятся: 1) рост специализации; 2) сохранение постоянных издержек на неизменном уровне; 3) технологическая экономия (издержки на повышение качества часто меньше прироста качества).

Если есть 2 одинаковые страны, в которых есть отрасли с эффектом экономии на масштабе (например, самолетостроение и судостроение), то стране А выгодно специализироваться на производстве самолетов, а стране В на производстве судов. А дальше – как в теории сравнительных преимуществ (см. первый вопрос данной темы). Однако в отраслях, где эффективно массовое производство, как правило, отсутствует совершенная конкуренция. Поэтому первая же фирма, увеличившая производство до позволяющего занять доминирующее положение на рынке объема, сможет благодаря экономии на масштабе снизить цены. И тем самым потеснить своих конкурентов на национальном рынке, а может быть и на мировом. Т. е. есть опасность монополизации мировой торговли немногими фирмами – гигантами.

2. Теория жизненного цикла продукта связывает внешнюю торговлю не с наделенностью факторами производства различных стран, а с научно-техническим прогрессом.

Американский экономист Р. Вернон и ряд других авторов в конце 60-ых гг. выдвинули теорию жизненного цикла продукта. Отдельные товары проходят жизненный цикл, аналогичный жизненному циклу человека. Когда продукт изобретен, он еще нуждается в совершенствовании. Для его производства требуются передовое оборудование, квалифицированная рабочая сила. Поэтому его выгодно выпускать в стране, где он впервые появился. Обычно это страны с высоким уровнем дохода, т. к. экономически новейшие товары относятся к предметам роскоши. Эта страна производит его для себя и на экспорт. Через какое-то время технология становиться настолько отработанной, что не требует сложных дополнительных знаний, и ее покупают другие страны (или получают филиалы американских корпораций). Они начинают собственное производство, и экспорт этого товара из первой страны снижается, т. к. данные страны снабжают себя и вывозят в третьи страны. Под конец технология становиться настолько привычной и стандартизированной (стадия зрелости продукта), что для его производства уже не требуется особая квалификация, и оно перемещается в страны третьего мира с дешевой рабочей силой. Издержки производства сокращаются, и первая страна превращается в чистого импортера данного продукта.

Чистый экспорт

t0

внедрение нового товара в производство

t1 – начало торговли со вторыми странами

t3 – вторые страны становятся чистыми экспортерами

t4 – первая страна становится чистым импортером

t5 – третьи страны становятся чистыми экспортерами.

Эту гипотезу подтверждает развитие многих отраслей, однако, она применима далеко не ко всем новым продуктам.

4. Теория "международной конкурентоспособности наций" М. Портера.

На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны/


Рис. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Каковы же эти детерминанты?

П а р а м е т р ы ф а к т о р о в представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на о б щ и е (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и с п е ц и а л и з и р о в а н н ы е (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

С т р а т е г и я ф и р м, и х с т р у к т у ра и с о п е р н и ч е с т в о. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

П а р а м е т р ы с п р о с а — это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

Р о д с т ве н н ы е и п о д д е р ж и в а ю щ и е о тр а с л и. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также с л у ч а ю и п р а в и т е л ь с т в у.

Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Р о л ь п р ав и т е л ь с т в а в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба», причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.

Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

Различают стоимостный и физический объем экспорта, импорта и внешнеторгового оборота.

Стоимостный объем выражается в текущих ценах с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем выражается в неизменных ценах базового года и позволяет определить реальную динамику, «очищенную» от инфляционного искажения.

Указанные показатели рассчитываются странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международных сопоставлений.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах фоб (FOB — Free on Board), которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна или в вагон железной дороги.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах сиф (CIF — Cost, Insurance, Fright), которые учитывают расходы покупателя на транспортировку до порта (до станции) назначения, на страхование товаров и услуг, связанных с их сохранностью и движением, а также фрахт, то есть аренду судов (вагонов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: