В литературе используются термины "международные корпорации", "многонациональные фирмы", "транснациональные корпорации". Во всех случаях речь идет о выходе крупного бизнеса за национальные рамки и приобретении им международного характера.
Понятие "международная корпорация" используется в двух значениях:
Ø головная компания принадлежит капиталу одной страны и имеет филиалы в других странах;
Ø головная компания принадлежит капиталу двух или нескольких стран и имеет филиалы в различных странах.
Ныне являются важнейшим элементом моровой экономики.
Наиболее важные причины их ускоренного развития:
Ø получение доступа к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам;
Ø сокращение транспортных издержек;
Ø использование эффекта масштаба;
Ø стремление обойти торговые барьеры;
Ø разница в налоговом законодательстве различных стран;
Ø снижение риска с помощью международной диверсификации капитала, несовпадение фаз делового цикла в различных странах.
|
|
Страна базирования – та, в которой располагается головная компания. Принимающая страна – та, в которой она имеет филиалы или дочерние фирмы. Выгоды для страны базирования состоят в том, что зарубежные инвестиции обеспечивают более высокую отдачу по сравнению с внутренними (на графике = h). Но интересы различных социальных слоев часто противоречивы. Профсоюзы требуют запретить или ограничить прямые зарубежные инвестиции, так как в стране базирования сокращается занятость. Общественность требует ввести налог на отток капитала за рубеж, т. к. прибыль зарубежных филиалов облагается налогами в принимающей стране, увеличивает ее бюджетные поступления, а страна базирования теряет их.
Выгоды принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоят в следующем:
1. Они обеспечивают получение ею дополнительных ресурсов – капитала, современных технологий, управленческого опыта и квалифицированного труда; стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода (на графике = n + q), ускоряют экономический рост, способствуют увеличению экспорта.
2. Увеличивают налоговые поступления в бюджет принимающей страны.
Но против них могут выступить местные производители аналогичных товаров или другие предприниматели, т. к. у них снижается отдача на капитал (доля дохода на капитал сокращается на m (смотри график).
Принимающие страны считают, что они не всегда получают налоги полностью, т. к. международные корпорации утаивают часть прибыли с помощью трансфертных цен.
Трансфертные цены – это цены внутрикорпорационной торговли между филиалами различных стран, отличающиеся от рыночных.
Вследствие могущества международных корпораций некоторые принимающие страны опасаются политического давления с их стороны.