Тема 6. Источники и механизмы культурной динамики

К числу приоритетных и актуальных проблем культурологического знания относится вопрос о закономерностях возникновения, формирования и развития культуры. Проблема социокультурной динамики, механизмов и источников ее развития представителями различных школ и направлений культурологии решается с различных позиций отражает неоднозначность и многообразие самого предмета исследования.

Проблема происхождения культуры представлена следующими точками зрения: 1) креационизм, характерный для теологических теорий. Культура как результат проявления Божественной воли рассматривается как составная часть процесса сотворения мира. 2) Деятельностный подход, в котором деятельность есть способ бытия культуры и источник ее возникновения и функционирования. 3) Псхологический подход, с позиций которого культура возникает как совокупность феноменов, компенсирующих неосознанные психические влечения человека. 4) Эволюционистский подход, рассматривающий культуру как завершающий этап эвлюционных процессов природы.

В данном пособии культура и проблема ее саморазвития представлена на основе методологии деятельностного подхода. Культура здесь предстает как процесс, результат и поле осуществления человеком своих возможностей и потенций. Каждое новое поколение, с одной стороны, усваивает и воспроизводит способы и матрицы действий предшествующих поколений, с другой сторны, изменяет эти алглритмы и приемы в силу новых условий. Развивая и совершенствуя навыки деятельности в пространстве культуры, человек совершенствуется и развивается сам. Деятельность – категория, характеризующая творческую активность человека, в его взаимоотношениях с природой и обществом, актуализируемая в конкретных видах действий. Если деятельность – это способ бытия обещства и человека, то культура – способ ее реализации, является исторически и социально обусловленной формой сохранения технологий деятельности. В процессе антропосоциогенеза человек создавал новые, внеприродные приемы опрерирования с предметной средой, культура отбирала, аккумулировала, хранила и передавала эти приемы и способы действий в символической форме. В этом смысле способность культуры транслировать, воспроизводить деятельность по заранее заданным основаниям – алгоритмам, нормам, схемам, матрицам, канонам, стереотипам, выходит на первый план. При этом, культура – открытая система, ее алгоритмы – открытые алгоритмы, реализующие творческую деятельностную сущность человека. Культурогенез здесь предстает как постоянный процесс реализации открытого спектра возможностей, смены традиций и новаций в ходе совместной социальной деятельности, общения и обмена достижениями. Поэтому культуру рассматривают и в ее отличиях от природы, и с позиций типологии, и с позиций структурности.

Деятельность как субстанция культуры и способ ее бытия отражается в определенных устойчивых формах саморефлексии социальных субъектов. В современной культурологии – это проблема культурных универсалий, постоянно воспроизводимых. категорий, в символическом виде храниящих и передающих основные алгоритмы, схемы, матрицы жизнедеятельности, поведения и общения. Вопрос о природе, классификации и функциях универсалий культуры сегодня является дискуссионным и спорным. Культурные универсалии предстают как понятия, в обобщенном и концентрированном виде, аккумулирующие и транслирующие смыслосодержательные контексты деятельности, нормы и правила поведения, общения и совместной жизнедеятельности.

На различных этапах совместной социальной деятельности ее субъекты отражают, “видят” мир и самих себя в определенных, исторически обусловленных системах идей, представлений, чувств, концентрированным выражением которых предстает мировоззренческая парадигма. Мировоззренческая парадигма (от греч. парадигма – образец) – это сововкупность наиболее общих, устойчивых представлений социальных субъектов конкретно-исторических эпох, отражающих то, как люди видят, понимают и преобразуют мир, природу, общество, самих себя. В соответствии с историческими типами деятельности выделяют и основные типы мировидения – космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм (конкретно типы мировоззренческих парадигм будут рассмотрены в последующих темах).

Таким образом, культура может рассматриваться как система обобщенных и унифицированных смыслосодержательных контекстов деятельности, объективированных в знаковых системах, в результатах материального и духовного творчества.

Деятельностный подход в исследовании культуры сегодня представлен синергетической моделью культурной динамики. Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе, ее предметом являются мханизмы спонтанного самообразования и сохранения сложных систем. С позиций синергетики культура как метасистема развивается в результате взаимодействия и взаимодополнения двух начал – порядка и хаоса. Хаос является необходимым моментом саморазвития культуры, так как возникновение нового неразрывно связано с неустойчивостью, случайностью, процессами разрушения. Достигая пределов своего развития, “точек бифуркации”, система приходит в состояние неравновесия, неустойчивости, обнаруживая тенденции к упадку. Таким образом, стадии возникновения и распада, равновесия и неустойчивости непрестанно сменяют друг друга, обусловливают протекание культурных процессов.

Проблема культурогенеза, источников и механизмов культурной динамики с позиций типологии культур будет рассмотрена в следующей теме.

Тема 7. Типология культуры.

Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.

Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:

Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной.

Этническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней – традиция.

Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений – письменность.

2. Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры.

Субкультура – совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры: а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров; б) особенности языка как средства общения (арго); в) стиль жизни; г) имидж и др. К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.

3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.

Маргинальная (от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».

Проблема единства и множественности культурного процесса лежит в основании диахронной типологии культур.

По соотношению типа культуры и типа власти выделают матриархальную и патриархальную культуры. Я. Баховен выделил «мужское» и «женское» начало в культуре. Для ряда исследователей этот тезис дал основание выделения матриархального типа культуры (общие черты: связь с землёй и кровные узы, пассивность, равенство людей и гармония отношений). Патриархальный тип основан на моногамии, патернализме, социальной иерархии. В основе лежит производственная деятельность, приоритет рационализма и законов. Важнейшая ценность – подчинение власти.

Л.Фробениус выделил две первичных культуры: матриархальную (русские, африканцы и т.д.), патриархальную (англо-саксы, арабы и т.д.). Н.Бердяев отмечал женственность русской и мужественность германской культур.

Типология культуры по уровням:

а) обыденный (культура повседневности), нерефлексируемый уровень бытия культуры, складывается стихийно, реализуется как частный и публичный виды культуры; является результатом процесса социализации, не имеет закрепления в институтах культуры;

б) специализированный – высший уровень существования культуры, носит институализированный характер. В специализированных формах культуры накапливается и транслируется социокультурная информация, создаются новые каналы культурной коммуникации.

Уровни культуры: 1) специализированные, отражающие процессы накопления и распространения культурной информации (кумулятивный и трансляционный); 2) обыденный – выражающий культуру повседневности (публичный и частный). На этих уровнях формируются каналы обмена культурной информацией: система образования, средства массовой коммуникации, институты культуры, стереотипы жизнедеятельности.

Элитарная культура – культура, развивающая и совершенствующая высокохудожественные достижения культуры прошлого и настоящего. Создаётся творческой интеллигенцией, ориентирована на креативные способности личности, обладающей особой художественной восприимчивостью. Включает литературу, музыку, изящные искусства.

Массовая культура – характерна для XX-ХХ1 веков, ориентирована на производство и потребление культурных ценностей в условиях техногенной цивилизации. Для нее характерны следующие черты: стандартизация, нивелирование творческой индивидуальности, доступность, развлекательный характер, приоритет «профанной» среды. Важную роль в существовании массовой культуры играют социокультурные стереотипы, средства массовой информации и коммуникации, процесс урбанизации, рыночная экономика. Спутником массовой культуры является кич (китч) (от нем. kitsch – безвкусица, халтура) - специфическое явление, характеризующее упрощённые и безвкусные стереотипы культурных феноменов, лишённых эстетической и художественной ценности.

Этнонациональные типы культуры выделяют по принципу принадлежности к определённой социально-этнической области. Наряду с этнической (первичный исторический тип) культурой выделяют национальные, региональные, субрегиональные и локальные культуры.

Региональный тип характеризует социокультурные процессы определённой территориальной целостности (например, культура США, Китая); субрегиональный – культуру этнических и социальных групп (культура «коренных» народов Америки); локальные культуры, свойственные определённым узким этническим, территориально обособленным общностям (культура племени «сиу»). В современных условиях этнонациональные типы культур взаимодействуют между собой, процессы глобализации ведут к нивелированию культурных различий и обострению проблемы культурной самоидентификации личности.

Исторические типы культур выделяются по следующим основаниям:

1) по способам и видам отбора, воспроизводства и распространения культурных инноваций. Концепция универсальной эволюции (Л. Морган, Г.Спенсер) и неоэволюционизм (Л.Уайт, А.Бастиан) понимают социокультурную динамику по аналогии с эволюционным процессом. (Типы культуры здесь – дикость, варварство, цивилизация).

2) формационная типология культур через соотношение культур социально-экономическими структурами (К.Маркс).

3) циклические концепции истории культуры, в которых цивилизация предстаёт как определённый уровень (О.Шпенглер) или тип культуры (А.Тойнби).

4) типология культуры по методу идеальных типов (М.Вебер). Идеальный тип позволяет объединить феномены культуры на основе количественных методов изучения по различным основаниям: ценностным, психологическим, культурно-хозяйственным, религиозным и т.д.

5) концепция культурных «суперсистем» (П.Сорокин). «Чувственный», «идеациональный», «идеалистический» и «эклектический» типы культур.

6) типология культуры по коммуникационным основаниям. Ю.М.Лотман выделял «дописьменный», «письменный», «книжный», «экранный» типы культуры и тип «новейших информационных технологий».

Выделение типов культуры позволяет выявить как уникальные, специфические черты и свойства культуры, так и её культурные, антропологические и общие основания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: