Количество | Полезность | |||||
Товар А (сок) | Товар В (бутерброд) | |||||
Общая полезность (TU) | Предельная полезность (MU) | Общая полезность (TU) | Предельная полезность (MU) | |||
В ютилях | В расчете на 1 руб. | В ютилях | В расчете на 1 руб. | |||
8/2=4 | 20/4=5 | |||||
6/2=3 | 16/4=4 | |||||
4/2=2 | 6/4=1,5 |
Определим какой из наборов товаров при ограниченном бюджете принесет потребителю наибольшую сумму полезности или удовлетворения. Для этого экономисты рассчитывают предельную полезность в расчете на рубль денежного дохода формализуя тем самым второй закон Госсена, формулируя правило максимизации полезности и описывая ситуацию равновесия потребителя
Из таблицы 4 следует, что предельная полезность двух бутербродов и одного стакана сока в расчете на 1 рубль равны 4 ютиля. Это условие называют условием равновесия потребителя или правилом максимизации полезности. В алгебраической форме:
Общая полезность всего набора товаров в рамках бюджетного ограничения составит:
|
|
TU1= 20 + 16 + 8 = 44 ютиля
Если потребитель пожелает приобрести другой набор товаров – два товара А (2 стакана сока) и один товар В (бутерброд), то произойдет перераспределение потребительских расходов между товарами в пользу товара с более высоким уровнем предельной полезности в расчете на рубль, что приведет к изменению совокупной (общей) полезности для потребителя, то есть
Последний рубль, израсходованный на товар А (сок) дает получение 3 ютилей (6/2 руб.) удовлетворения потребности, а последний рубль, затраченный на приобретение товара В, - 5 ютилей (20/4 рубля). В расчете на 1 рубль единицы товара В (бутерброд) обеспечивают большее добавочное удовлетворение, чем единицы товара А (сока). Таким образом, потребитель будет увеличивать свое совокупное удовлетворение, покупая больше товара В и меньше товара А. Предельная полезность от дополнительных единиц товара В будет уменьшаться согласно "закона" убывания предельной полезности товара, в то время как предельная полезность единиц товара А будет увеличиваться.Cовокупная полезность этого набора товаров составит:
TU2= 20 + 8 + 6 = 34 ютиля
Таким образом потребитель достигает максимума общей полезности TU1 = 44 ютиля приобретая два товара В (бутерброда) и один товар А (1 стакан сока). Любая другая комбинация товаров даст потребителю меньшую величину полезности (TU2 = 34 ютиля).
Что произойдет, если цена товара В снизится вдвое? Тогда на те же 10 рублей потребитель сможет купить 1 единицу товара А и 4 единицы товара В, то есть при снижении цены количество приобретаемых товаров будет возрастать. Кривая спроса на данный товар будет иметь нисходящую форму.
|
|
Однако, закон убывания спроса экономисты объясняют также на основе эффекта дохода и эффекта замещения дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Эффект замещения заключается в том, что потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею относительно подорожавшие товары.
Оценка поведения потребителя с позиций ординалистической [11] (порядковой) теории полезности [12]
Этот подход предполагает, что потребитель просто может сравнить и упорядочить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности, для него более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. При этом не исключается возможность присвоения полезностям товарных наборов некоторых численных значений.
Экономическая модель потребительского выбора в данной концепции базируется на основополагающих предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг:
1. Предложение о сравнимости, то есть способности ранжировать альтернативные наборы (комбинации) товаров в таком порядке. который отражает их предпочтения. Например, набор А предпочтительнее, чем набор В (A B); набор А менее предпочтителен, чем набор В (A B); набор А столь же предпочтителен, как и набор В – потребитель безразличен в выборе между А и В (А ~ В).
2. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Это означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С, т.е.
если А В и В С,
то А С