double arrow

Правило максимизации полезности

Закон убывающей предельной полезности.

Понятие полезности и предельной полезности.

Покупатель приобретает товар для того, чтобы воспользоваться его полезностью и удовлетворить свои потребности. Полезность – это способность товара удовлетворять потребности людей.

По мере роста потребления товара совокупная полезность от его потребления увеличивается, но все более медленными темпами, ибо потребность постепенно удовлетворяется, «насыщается». Так, если для голодного человека первая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности используется понятие предельной полезности (англ. marginal utility), то есть добавочной полезности, извлекаемой потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно под названием закона убывающей предельной полезности. Разумно представить, что предельная полезность снижается при постоянном росте потребления какого-либо товара (услуги). Падение предельной полезности объясняется уменьшением субъективной полезности единицы товара по мере количественного роста уже потребленных его единиц.

Закон убывающей предельной полезности можно представить для наглядности с помощью данных таблицы 6.2.

Таблица 6.2 – Закон убывающей предельной полезности

Единица продукции (порции мороженого) Предельная полезность (ютили) Совокупная полезность (ютили)
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая -5

Полезность – понятие субъективное и не поддается точному количественному измерению. Однако, если принять степень удовлетворения потребности в таких единицах, как ютили (англ. utility – полезность), то можно заметить по данным таблицы 6.2, что каждая следующая единица приобретаемого потребителем товара (порция мороженого) обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей, по мере того, как потребность потребителя в этом товаре приближается к насыщению. Совокупную полезность любого количества товаров можно определить путем суммирования показателей предельной полезности, как показано в таблице 6.2. Третья единица товара имеет предельную полезность в 2 ютиля; три единицы товара обладают совокупной полезностью, равной 18 ютилям (10 + 6 + 2). Заметим, что предельная полезность четвертой единицы товара становится нулевой, а пятой – отрицательной [2].

Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной или добавочной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии понижения их цены. Если взглянуть на ситуацию со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции. Кроме того, товаропроизводитель-продавец должен выпускать и предлагать покупателю новые товары, удовлетворяющие растущие потребности.

В основе динамики конкретного спроса лежит «убывающая», то есть снижающаяся по мере насыщения потребностей полезность данного товара. Отсюда возможно ввести понятие выгода «потребителя» – выигранная им разница между ценой полной (начальной) и ценой предельной (конечной) полезности товара. Товаропроизводитель, выступая в роли продавца, стремится максимально продлить период реализации товара по цене его «полной полезности», тогда как потребитель (покупатель) стремится создать ситуацию приобретения товара по цене его «предельной полезности».

Потребитель должен идти на компромиссы и выбирать между альтернативными товарами, чтобы при ограниченности денежных средств получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Механизм действия закона убывающей предельной полезности заключается в следующем. Если хотя бы один из товаров в сравнении с другими имеет повышенную предельную полезность, то происходит отвлечение к нему денег от других товаров, то есть его стараются покупать. Затем по отношению к этому товару начинает действовать закон убывающей предельной полезности, что выравнивает последнюю (в расчете на денежную единицу) до общего уровня. Проще говоря, рубль, затраченный, например, на конфеты, должен доставлять ту же полезность, что и рубль, затраченный на книги или апельсины.

Это условие потребительского равновесия алгебраически может быть выражено следующим образом:

МИ продукта А = МИ продукта B = =
,
МИ продукта N

цена продукта А цена продукта B цена продукта N

где МИ − предельная полезность продуктов А, В, …, N.

Субъективная оценка предельной полезности осуществляется через равновесие, которое представляет предельные полезности всех продуктов, покупаемых на одну денежную единицу.

Ценность теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. БемБаверк (Австрия), У. Джевонсон, А. Маршалл (Англия), Дж. Кларк (США), К. Виксель (Швеция)) заключается в том, что в ней учитывается роль субъективно-психологического фактора в экономических процессах. Экономика поворачивается лицом к человеку как потребителю.


Сейчас читают про: