Безопасность процессов оказания услуг

1.1.1 Охрана труда

В разделе охраны труда (далее ОТ) и техники безопасности (далее ТБ) приводятся: анализ опасности и вредности проектируемого объекта, обоснование выбора мероприятий по безопасности труда и защите окружающей среды, конкретные инженерные решения по устранению опасности и вредности, результаты расчетов и выводы со ссылками на действующие стандарты, правила и другие нормативные документы. Оценка эффективности принятых решений производится с точки зрения, как охраны труда, так и защиты окружающей среды, производительности труда и экономических затрат.

Не допускается заполнение пояснительной записки общими рассуждениями и перечислением нормативных положений, правил и тому подобных материалов. В пояснительной записке рекомендуется предусматривать две части.

В первой части необходимо дать анализ потенциальной опасности и вредности проектируемого объекта (цеха, участка, установки, стенда, прибора, системы, технологического процесса, автомобиля и т.п.) с точки зрения требований охраны труда, а также их оценку по условиям пожаро- и взрывоопасности. Кроме этого, проектируемые объекты должны быть оценены с точки зрения их воздействия на окружающую среду.

Во второй части на основе анализа возможной опасности и вредности следует рассмотреть конкретные инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объектов с точки зрения требований охраны труда, включая пожарную профилактику, а также конкретные мероприятия по охране окружающей среды. Разработка вопросов охраны труда и защиты окружающей среды должна сопровождаться иллюстрациями, графическим материалом.

На предприятиях автотехобслуживания должны выполняться требования, установленные в правилах по охране труда на автомобильном транспорте, нормативных актах Госгортехнадзора, Госкомсанэпиднадзора, Главгосэнергонадзора, Госпожаронадзора, МВД и других органов, осуществляющих государственный и общественный надзор.

Главным отраслевым нормативным документом по охране труда на предприятиях (независимо от формы собственности) предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.д.) являются правила по охране труда на автомобильном транспорте Постановление Министерства труда и соц. Развития РФ от 12.05.2003 г. №28.

Все операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей должны производится на специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем согласно табелю технологического оборудования. Автомобили, перед направлением на посты ТО и ТР, должны быть вымыты, очищены от снега и грязи. Постановкой автомобилей на посты ТО и ТР руководит мастер или начальник участка. После постановки автомобиля на пост на рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не включать – работают люди!». При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди!».

В помещениях ТО и ТР с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала перемещения автомобиля с поста на пост. Если в зоне обслуживания работает конвейер для перемещения автомобилей с поста на пост, то его включить разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или мастером. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т.д.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под не поднимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укреплять автомобиль на нем, слить топливо их топливных баков и жидкость из системы охлаждения и др. систем, плотно закрыть маслосливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею;

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой до 15 кг и более (для женщин 10 кг и более) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами). Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

В зоне ТО и ТР автомобилей запрещается:

• протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.д.);

• хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, и т.д.;

• заправлять автомобили топливом;

• хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

• загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

• хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

• работать лежа на полу (земле) без лежака;

• выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

• подкладывать под вывешенный автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

• снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

• проводить ТО и ТР автомобиля при включенном двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

• поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

• работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

• оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

В Правилах по ОТ разработаны мероприятия по охране труда для следующих видов работ:

• мойка автомобилей, узлов и агрегатов;

• слесарные и смазочные работы;

• проверка технического состояния автомобилей и их агрегатов;

• работа с аккумуляторными батареями;

• медницко-жестяницкие и кузовные работ;

• сварочные работы;

• вулканизационные и шиноремонтные работы;

• шиномонтажные работы;

• окрасочные работы;

• противокоррозионные работы;

• обойные работы.

Помещения для ТО и ТР автомобилей и агрегатов должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией; в производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. Медницко-жестяницкие работы должны выполняться в отведенном им помещениям. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны располагаться в помещениях со стенами и полами и негорючих материалов. Для работ с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные с тремя сообщающимися между собой отдельными помещениями: одно – для ремонта, второе – для зарядки, третье – для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита. При одновременном заряде до 10 аккумуляторных батарей, допускается иметь два помещения: для ремонта и приготовления электролита, при этом зарядку следует проводить в помещении ремонта в вытяжных шкафах при включенной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством. Помещение для аккумуляторных работ должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверями, открывающимися наружу.

Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно – для постов окраски и сушки, второе – для приготовления красок. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать удобный подход рабочего к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой и изделием должны иметь ширину 1,2 м.

Посты мойки автомобилей должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием.

Сварочные посты должны располагаться в негорючих кабинах, площадью не менее 3 кв.м. Зазор между стенкой кабины и полом должен быть от 50 до 100 мм.

Посты для ТО и ТР автомобилей, где по технологии предусматривается обязательная работа двигателя, должны быть оборудованы местными отсосами. Рабочие места и площадки (эстакады), расположенные на высоте 1 м и более должны иметь ограждения, высотой не менее 0,9 м.

Створчатые ворота въездов и выездов производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию предприятия и выезда с нее – внутрь. Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспечивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче механизмов подъема и спуска.

Наружные ворота в основные производственные помещения предприятия, расположенного в районе со среднемесячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года -15°С и ниже, должны быть оборудованы тепловой завесой, при -26°С – дополнительным тамбур – шлюзом. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Въездной уклон должен быть не более 5%.

Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно сообщаться с другими производственными и вспомогательными помещениями, где постоянно находятся люди. При необходимости сообщение должно осуществляться через тамбур-шлюз. Температура в помещениях не должна быть ниже +5°. Высота помещения – не менее 2 м. Полы должны быть ровными, твердыми, иметь уклон в сторону лотков. Вдоль стен, где устанавливаются автомобили предусматривается колесоотбойное устройство. Помещения должны иметь естественное проветривание и механическую приточно-вытяжную вентиляцию.

Склады и кладовые должны размещаться в специально отведенных помещениях. Стеллажи в складах должны быть прочными, устойчивыми и крепиться к конструкциям зданий. Проходы между стеллажами должны быть не менее 1 м. Склады должны быть обеспечены специальными подставками для установки на них агрегатов при их хранении.

1.1.2 Санитарно-бытовые условия

В технологических процессах ТО и ТР автомобилей могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы:

• повышение запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

• нагрев поверхностей оборудования, материалов;

• изменение влажности, температуры и подвижности воздуха рабочей зоны;

• повышенный уровень шума, вибраций на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях;

• недостаточная освещенность рабочей зоны;

• наличие в составе применяемых материалов вредных компонентов, воздействующих на кожный покров, дыхательные пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки органов зрения и обоняния работающих.

Технологический процесс технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобилей должен соответствовать общим требованиям безопасности труда, согласно ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности» и ГОСТ 12.3.017-79 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности», и обеспечивать полную безопасность выполнения всех производственных процессов. При проведении технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобильной техники запрещается использовать неисправные оборудование, приспособления, инструмент.

Производственные участки с выделениями вредных веществ, паров, пыли (кузнечно-рессорный, сварочный, малярный участки, ремонта приборов системы питания, деревообработки) должны быть изолированы от других помещений. Помещения для технического обслуживания, диагностирования, текущего ремонта и хранения автомобилей оборудуют приточно-вытяжной, а канавы, траншеи – приточной вентиляцией, они не должны загромождаться посторонними предметами.

Помещения, где производят регенерацию масла, зарядку аккумуляторных батарей, малярные и другие работы, связанные с выделением взрывоопасных веществ, должны иметь отдельную систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побудителем во взрывобезопасном исполнении.

С целью сохранения здоровья работающих в рабочей зоне производственных помещений, где проводится техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт автомобилей, должны поддерживаться требуемый температурный режим, оптимальная влажность и скорость движения воздуха с учетом тепловыделений, тяжести выполняемой работы и сезона года.

Температура в теплый период года не должна превышать: при легких работах – 22...25°С, работах средней тяжести – 20… 23°С, тяжелых – 18...21°С; в холодный и переходный периоды года: при легких работах – 20...23°С, работах средней тяжести – 17...20°С, тяжелых – 16...18°С.

Относительная влажность воздуха в рабочих зонах – 60...40%.

Скорость движения воздуха в теплый период года: при легких работах – не более 0,2 м/с, работах средней тяжести – 0,3…0,4, тяжелых – 0,5 м/с; в холодный и переходный периоды года: при легких работах – не более 0,2 м/с, работах средней тяжести – 0,2...0,3 м/с, тяжелых – 0,3 м/с.

Для поддержания оптимальных параметров воздушной среды производственные, вспомогательные и административно-бытовые помещения СТО оборудуются системами центрального отопления и приточно-вытяжной вентиляции. В качестве теплоносителя в системах отопления разрешается использовать перегретую воду (150°С) и пар.

В соответствии с требованиями СНиП II-93-74 расчетная температура воздуха в помещениях для хранения автомобилей составляет 5°С, в помещениях для технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобилей – 16°С, в помещениях складов шин, смазочных материалов, лакокрасочных материалов, химикатов, обтирочных материалов, агрегатов и деталей – 10°С.

Основными производственными вредностями на станциях обслуживания следует считать: в помещениях для хранения автомобилей – оксид углерода, углеводороды, аэрозоли свинца, оксиды азота и альдегиды; в помещениях для технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобилей – оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и альдегиды; в помещениях, кроме перечисленных выше, – ангидрид серный, ангидрид сернистый, ацетон, бензин, бензол, бенз-а-пирен, керосин, кислота серная, кислота соляная, ксилол, масла минеральные (нефтяные), озон, свинец и его неорганические соединения, сода кальцинированная, тетраэтилсвинец.

При неисправной системе вентиляции ведение работ в загазованных помещениях запрещается.

Концентрация горючих веществ в воздухе рабочих помещений (при температуре 16°С) не должна находиться в зоне взрываемости.

Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны (мг/м3) не должна превышать предельно допустимую: оксидов азота (в пересчете на NOх) – 5, акролеина – 0,2, ангидрида серного – 1, ангидрида сернистого – 10, паров ацетона – 200, бензина-растворителя (в пересчете на С) – 300, бензина топливного (в пересчете на С) – 100, бензола – 5, бенз-а-пирена – 0,00015, керосина (в пересчете на С) – 300, кислоты серной – 1, кислоты соляной – 5, ксилола – 50, масел минеральных (нефтяных) – 5, озона – 0,1, свинца и его неорганических соединении – 0,01, соды кальцинированной (ГОСТ 5100-85Е) – 2, тетраэтилсвинца – 0,005, окиси углерода – 20, углеводородов алифатических предельных С1…С10 (в пересчете на С) – 300, пыли обычной – 2...10.

Количество мест для хранения одежды в гардеробных определяется: для уличной одежды – равным количеству работающих в двух наиболее многочисленных смежных сменах; для домашней и спецодежды – равным списочному количеству работающих на предприятии. Отделения шкафов должны иметь размеры: глубина – 500 мм, высота – 1650 мм, ширина – 250 мм, 330 мм, 400 мм. В гардеробных должны предусматриваться скамьи шириной 300 мм и располагаться у шкафов по всей длине их рядов. Расстояние между лицевыми поверхностями шкафов и стеной или перегородкой принимается в зависимости от количества шкафов в ряду по одной стороне прохода:

• до 18 – 1400/1000 мм;

• от 18 до 36 – 2000/1400 мм (в знаменателе даётся ширина прохода между рядами шкафов без скамей).

Площадь курительной должна определяться из расчёта 0,03 м2 на одного мужчину и 0,01 м2 на одну женщину, но не менее 9 м2. В санитарно-бытовых или производственных помещениях может выделяться комната отдыха из расчёта 0,2 м2 на одного работающего, но не менее 18 м2. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, комнаты отдыха, питьевого водоснабжения должно быть не более 75 м. Количество санитарных приборов – унитазов и писсуаров должно приниматься из расчёта один санприбор на 15 человек, один умывальник на 4 унитаза.

1.1.3 Освещение.

В помещениях предприятий автотехобслуживания и на рабочих местах естественное и искусственное освещение должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.

В зависимости от источника света различают естественное, искусственное и совмещенное освещение. Во всех производственных и вспомогательных помещениях, где производятся техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт автомобилей, обеспечивается максимальное естественное освещение.

При расчете искусственного освещения надо подсчитать число ламп для одного участка, выбрать тип светильника, определить высоту подвеса светильников, разместить их по участку.

Общая световая мощность ламп:

WОСВ = R Q Fпол,

где R – норма расхода электроэнергии Вт / (м2•ч). Эту величину при укрупненных расчетах принимают равной 15-20 Вт на 1 м2 площади пола;

Q – продолжительность работы электрического освещения в течение года (принимают в среднем 2100 ч для местностей, расположенных на широте 40-60°);

Fпол – площадь пола участка, м2.

Наряду с разделом охраны труда и техники безопасности при разработке основного задания дипломник обязан также отразить требования безопасности труда. Например, при конструировании механизмов должны рассматриваться вопросы, связанные со снижением шума, вибраций, защиты от вредных паров или газов, от поражения электрическим током и т.п.

При разработке данного раздела дипломного проекта студент должен уделить особое внимание решению конкретной задачи применительно к разрабатываемому участку. Для этих участков или отдельных рабочих мест дается описание условий безопасной работы, даются проектные решения с обоснованием, необходимыми расчетами, схемами, рисунками (с учетом требований технической эстетики), разрабатываются инструкции по технике безопасности.

По заданию руководителя (или консультанта) дипломного проектирования один лист чертежно-графических работ может содержать технический рисунок рабочего места с разработкой специальных ограждений, приспособлений, устройств и приборов, связанных с обеспечением безопасности работы, схемой расположения светильников, схемой вентиляции и пр.

После проверки раздела охраны труда консультант-преподаватель ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки. Без этой подписи дипломный проект к защите не допускается.

1.1.4 Защита окружающей среды

Основными видами воздействия автомобилей и предприятий автотехобслуживания на окружающую среду являются:

• отчуждение площадей территорий под дороги и объекты транспортной инфраструктуры, эрозионные процессы, осушение, рубки лесов, карьерная разработка строительных материалов;

• изъятие природных минеральных, водных, энергетических ресурсов;

• технологическое и транспортное загрязнение вредными веществами, шумом, вибрациями, теплотой, электромагнитными и ионизирующими излучениями окружающей среды (воздуха, воды, почвы, биоты) предприятиями транспорта и дорожного хозяйства, дорогами как линейными сооружениями (транспортными потоками).

Снизить воздействие автомобилей на окружающую среду позволяют следующие мероприятия:

• совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения экологической безопасности автомобилей;

• создание экологически безопасных конструкций объектов транспорта, эксплуатационных, конструкционных, строительных материалов, технологий их производства;

• разработка ресурсосберегающих технологий защиты окружающей среды от транспортных загрязнений;

• разработка алгоритмов и технических средств мониторинга окружающей среды на транспортных объектах и прилегающих к ним территориях, методов управления исправным техническим состоянием автомобилей;

• совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на транспорте.

Системы очистки и рассеивания в атмосфере вентиляционных и технологических выбросов (оксида углерода, оксидов азота, альдегидов и др.) на СТО должны соответствовать требованиям «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» и «Указаний по расчету рассеивания в атмосферу вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу устанавливают для каждого их источника.

Мероприятия по защите атмосферного воздуха на СТО должны рассматриваться как составная часть общего плана по охране окружающей среды.

По санитарным нормам (СНиП II-93-74) концентрация загрязнений в воде, подаваемой для мойки автомобилей системами оборотного водоснабжения после ее очистки, не должна превышать: взвешенных веществ – 70 мг/л при мойке грузовых, 40 мг/л – легковых автомобилей и автобусов; нефтепродуктов – соответственно 40 и 15 мг/л, тетраэтилсвинца – 0,001 мг/л.

При сливе сточных вод в канализационные коллекторы в них должно быть не более 0,25...0,75 мг/л взвешенных веществ и 0,05...0,3 мг/л нефтепродуктов, а наличие тетраэтилсвинца не допускается.

В производственных помещениях предусматривают оборотное водоснабжение для мойки автомобилей, устройство локальных очистных сооружений для очистки производственных стоков от постов (аккумуляторного, медницко-радиаторного, кузнечно-рессорного участков и др.), а также сточных вод от мытья полов.

1.1.5 Пожарная безопасность

На станциях обслуживания широко используются легковоспламеняющиеся продукты, пожароопасные вещества и материалы (бензин, керосин, ацетон, бензол, дизельное топливо, смазочные масла, ацетилен, лесоматериалы и др.). Все помещения СТО классифицируются по взрывной и пожарной опасности в соответствии со СНиП 2.09.02-85 и перечнем категорий производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности, классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок, категорий и групп взрывоопасных смесей для предприятии автомобильного транспорта, утвержденным приказом министра автомобильного транспорта РСФСР в 1984 г.

Категорию А (взрыво-, пожароопасных) составляют помещения, к которых хранятся лакокрасочные материалы, баллоны с ацетиленом, сжиженным нефтяным газом, карбид кальция, растворители и жидкости с температурой вспышки паров до 28°С включительно. На СТО это окрасочное (малярное) и краскоприготовительное отделения, газогенераторная, помещения для хранения газобаллонных автомобилей, ремонта приборов системы питания, зарядная электротранспортных средств (электрокаров, электропогрузчиков и т.п.), склады лакокрасочных материалов, топлива и смазочных материалов, баллонов с горючими газами (пропан-бутановой смесью, ацетиленом). Кроме того, к указанной категории относят посты технического обслуживания, текущего ремонта и диагностирования автомобилей.

К категории Б (взрыво-, пожароопасных) относят помещения, где технологический процесс связан с применением растворителей и жидкостей, температура вспышки паров которых составляет от 28 до 61°С: окрасочное (малярное) и краскоприготовительное отделения, помещение для ремонта приборов системы питания, склады лакокрасочных материалов, топлива и смазочных материалов, насосная складов, склад наполненных кислородом баллонов.

К категории В (пожароопасных) относят помещения, где технологический процесс связан с применением жидкостей, температура вспышки паров которых выше 61°С.; при наличии горючей пыли, нижний предел взрывоопасности которой более 65 г на 1 м3 объема воздуха в помещении; при наличии веществ, способных гореть только при непосредственном взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом; при наличии твердых сгораемых веществ и материалов. Это такие помещения, где расположены посты технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, диагностирования, хранения автомобилей, работающих на жидком топливе, отделения деревообработки, обойное, шиномонтажное, кислотное, склады двигателей и прочих агрегатов, запасных частей, если они хранятся в сгораемой таре и упаковке, шин, сгораемых материалов, инструментально-раздаточная и промежуточная кладовые, склад смазочных материалов и насосная склада. При этом:

• масса сжиженного нефтяного газа в баллоне наибольшей вместимости не должна превышать 1,45 г на 1 м3 объема помещения;

• возможное поступление в помещение сжатого природного газа не должно превышать 1,1 г на 1 м3 свободного объема помещения;

• подготовительные, окрасочные и сушильные работы производятся в камерах, занимающих до 50% площади помещения, либо подготовительные работы, выполняются вне камер с применением негорючих жидкостей. При этом масса жидкости, хранящейся в небольшой емкости, не должна превышать: ксилола – 145,2, сольвента – 3,3, уайт-спирита – 95,65 г на 1 м3 свободного объема помещения;

• емкости с кислотами, щелочами и электролитом хранятся в сгораемой таре или на сгораемых стеллажах;

• обращение в производстве бензина не должно превышать 2,37 г на 1 м3 свободного объема помещения;

• обращение в производстве дизельного топлива не должно превышать 552 г на 1 м3 свободного объема помещения при условии оснащения установок с применением дизельного топлива устройствами (поддонами, бортиками), предупреждающими его распространение при проливе, и оборудования помещения стационарными средствами пожаротушения.

К категории Г (пожароопасных) относят помещения, в которых имеются несгораемые вещества и материалы – горящие после удаления источника воспламенения (лесоматериалы, битумы, толь, рубероид, войлок и др.).

Пожарная безопасность людей должна обеспечиваться: планировочными и конструктивными решениями путей эвакуации в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, постоянным содержанием путей эвакуации в надлежащем состоянии, обеспечивающем возможность безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара или другой аварийной ситуации (правила ВППБ 11-01-96).

Все производственные, административные, вспомогательные, складские, ремонтные помещения, а также стоянки и площадки хранения автотранспортной техники, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, установки пожаротушения и т.д.), согласно нормам. Все помещения предприятия должны быть оборудованы знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и указателями эвакуации. Спецодежда работающих должна своевременно подвергаться стирке (химчистке) и ремонту в соответствии с установленным графиком. Работа в промасленной одежде запрещается.

Требования к территории предприятия.

Содержание территорий должно соответствовать требованиям ППБ-01-03. Строительство временных зданий и сооружений, а также складов ГСМ на территории предприятия не допускается без согласования с органами управления, подразделениями государственной противопожарной службы. Не допускается загрязнение территорий отработанными ГСМ.

Требования к помещениям.

Производственные, складские, административные, вспомогательные здания и помещения должны соответствовать требованиям ППБ 01-03. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, планы эвакуации работающих и материальных ценностей с указанием мест хранения ключей от всех помещений. В зданиях должны быть специально отведены места для курения, оборудованные урнами и емкостями с водой. Запрещается использовать чердачные и технические этажи, предназначенные для размещения технологического оборудования и прокладки энергетических и технологических коммуникаций, размещения трубопроводов с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), горючими жидкостями (ГЖ), горючими газами (ГГ).

Для повышения противопожарной устойчивости и предупреждения распространения огня по зданию используют специальные преграды: несгораемые перекрытия и противопожарные стены. Здания других цехов СТО должны иметь несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

Помещения для технического обслуживания, ремонта и хранения автомобилей, территория АТП и склады должны быть обеспечены густопенными огнетушителями из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади, но не менее двух в каждом отдельном помещении.

Участки испытания двигателей, ремонта топливной аппаратуры, электрооборудования обеспечиваются углекислотными огнетушителями.

Кроме того, в указанных помещениях должны быть установлены ящики с сухим, просеянным песком из расчета один ящик вместимостью 0,5 м3 на 100 м2 площади, но не менее одного в каждом отдельном помещении. У каждого ящика с песком всегда должна находиться лопата (совок).

Непосредственный выход наружу должны иметь следующие производственные и складские помещения: кузнечные, сварочные и вулканизационные отделения при площади их более 100 м2; аккумуляторная при площади помещения более 25 м2; склад масел и обтирочных материалов при площади помещения более 50 м2; склад легковоспламеняющихся материалов, а также ацетилено-газогенераторные отделения, регенерации масел и малярное (независимо от площади помещения)

Содержание площадок открытого хранения автомобилей должно соответствовать требованиям ППБ-01-03. Запрещается площадки открытого хранения загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.

Требования к технологическому оборудованию и инструменту. Технологическое оборудование, аппараты и трубопроводы, в которых находятся вещества, выделяющие взрывоопасные пары, газы и пыль, должны быть герметичными. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях, где оно вызывают опасность воспламенения материалов или взрыва газов, паров жидкостей или пыли, должны изолироваться негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасной величины.

Для контроля за состоянием воздушной среды в производственных и складских помещениях, где применяются, производятся или хранятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, должны устанавливаться автоматические газоанализаторы.

Расстановка технологического оборудования в подразделениях должна соответствовать проектной документации, с учетом требований технологии и обеспечения пожаровзрывобезопасности. Размещение оборудования и прокладка трубопроводов не должна снижать герметичность и пределы огнестойкости противопожарных преград.

Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Общие требования. На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается. Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.

Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобалонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проверить подкапотное пространство. Регулировать системы питания и зажигания газобалонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции.

Мойка агрегатов и деталей. Для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии. В отдельных случаях, когда негорючие составы не обеспечивают необходимой по технологии чистоты обработки, допускается применение соответствующих моющих ЛВЖ и ГЖ, при условии строгого соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, в специально оборудованных местах. Места проведения работ должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, песок).

Использующиеся моющие горючие и легковоспламеняющиеся вещества должны сливаться в емкости, которые должны храниться в местах, определяемых администрацией.

Пролитые на пол ГСМ следует немедленно удалять.

Аккумуляторные работы.

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой плотно прилегающими (пружинами) зажимами (для кислотных аккумуляторных батарей) или плоскими наконечниками (для щелочных), имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой». Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов. Запрещается проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием. Для осмотра аккумуляторных батарей используются переносные лампы во взрывоопасном исполнении, напряжением не выше 42 В.

Запрещается: входить в аккумуляторную с открытым огнем (зажженной спичкой, сигаретой и т.д.); пользоваться в помещении для зарядки аккумуляторов электронагревательными приборами (электроплитами и т.д.).

Кузнечно-рессорные работы.

Организация работ, устройство, размещение и эксплуатация кузнечно-рессорного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-03. Горячие поковки, обрубки металла необходимо складывать в стороне от рабочего места. Не допускается скопление их на рабочем месте.

Сварочные и паяльные работы.

Сварочные и паяльные работы должны производиться в соответствии с требованиями ППБ-01-03. При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на автомобиле, топливный бак (или балон с газом) должен быть снят или приняты меры, обеспечивающие полную пожарную безопасность, для чего горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр, очистить зоны сварки от остатков масла, ЛВЖ и ГЖ, а поверхности прилегающих участков – от горючих материалов. При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму или кузов автомобиля. Ацетиленовые газоанализаторы должны размещаться не ближе 10 м от места проведения огневых работ или других видов открытого огня.

Шиноремонтные работы.

Организация шиноремонтных работ должна обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-03. Работы по приготовлению резинового клея и нанесению его на склеиваемые поверхности должны производиться в изолированном помещении. Запрещается хранить бензин, клей и другие воспламеняющиеся и горючие материалы вблизи отопительных и вулканизационных установок.

Окрасочные работы.

Организация работ, устройства, размещение и эксплуатация должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-03.

Запрещается работать в одной и той же окрасочной камере с нитроцеллюлозными, масляными и синтетическими лакокрасочными материалами. Каждую электрокрасочную камеру необходимо оборудовать автоматической установкой пожаротушения. Нагревательные элементы сушильных камер должны быть надежно защищены от соприкосновения с окрашиваемыми изделиями и от попадания на них красок. Сушильные камеры должны быть оборудованы соответствующими электрическими датчиками температур. Регулирование температуры должно осуществляться автоматически. Для снятия статического электричества в процессе окрашивания изделий технологическое оборудование, электрооборудование, изделия должны быть заземлены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: