К зданиям повышенной этажности относятся общественные и жилые зда-ния высотой 30…70 м, а также производственные здания с отметкой пола верхнего этажа 30 м.
Расчет производится в следующей последовательности:
1. Определяют напор на насосе пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, по формуле
H hb = nSQ 2+ Hbx,
где Hhb — напор на насосе, м вод. ст.; n — количество рукавов, шт.; S — со-
противление одного рукава в зависимости от типа и диаметра; Q — суммар-ный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной ма-гистральной линии, л/с; Hbx — напор на конце магистральной рукавной ли-
нии, м вод. ст. (принимается в зависимости от способа перекачки, но не ме-нее 10 м вод. ст.).
2. Определяют расстояние между машинами, работающими в перекачку, по формуле
N пp = H н− Hbx , SQ 2
где N пр — расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.; H н—напор на насосе,м вод.ст.; Hbx —напор на конце магистральной ру-кавной линии, м вод. ст. (принимается в зависимости от способа перекачки, но не менее 10 м вод. ст.); S — сопротивление одного рукава в зависимости от типа и диаметра; Q — суммарный расход из стволов, подсоединенных
|
|
к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
3. Определяют напор на головном насосе H гол. н, м вод. ст., по формуле
Н гол.н= п р S м.л Q м2.л+ H p+ H ств+ Z,
где n р — количество рукавов магистральной линии, шт.; S м. л — сопротивление одного рукава в магистральной линии в зависимости от типа и диаметра; Q м.л—суммарный расход ОТВ из стволов,подсоединенных к одной наиболеенагруженной магистральной линии, л/с; H р — напор у разветвления с учетом потерь в рукавах от насоса, стоящего на водоисточнике, до головного насоса и потерь в рабочих рукавных линиях, принимается равным 15 м вод. ст.; H ств—напор на стволе,м вод.ст.; Z —высота подъема пожарного ствола,м.
Схема насосно-рукавных систем приведена на рис.
Исходными данными при расчете сил и средств для тушения пожаров яв-ляются: тактико-техническая характеристика пожарной техники, способ пе-рекачки, наличие пожарных водоемов, число, тип и диаметр пожарных рука-вов, рельеф местности.
П р и м е р 3. Определим требуемый напор на насосной установке по-жарного автомобиля:
при подаче на 8-й этаж по схеме 3 или 6 (см. рис.) и расстоянии от водо-источника до головного автомобиля в два рукава
Н н=5⋅0,015⋅10,52+15+35+24=81;
при подаче на 20-й этаж по схеме 9 или 12 и расстоянии от водоисточника до головного автомобиля в два рукава
Н н=5⋅0,015⋅10,52+15+35+60=108.
Для подачи воды на 20-й этаж необходимо использовать перекачку из на-соса в насос пожарных автомобилей, при этом напор на автомобиле, уста-новленном на водоисточнике и осуществляющем подпор во всасывающею полость машины, подающей воду, составит
|
|
Н н= п S м.л Q м2.л+ Н вх=3⋅0,015⋅10,52+18=23,
где Н вх — напор на входе в полость насоса.
Схемы подачи огнетушащих составов в верхнюю зону зданий: Z p–1 — первый подъем рабочей линии, 1 м; Z pp — подъем рукавной линии; Z p — подъем магистральной линии