Якорно- швартовные устройства делятся на основные группы:
1. Якорно- швартовные и якорные шпили, имеющие вертикальное расположение грузового вала и одну звёздочку.
2. Брашпили, имеющие горизонтальное расположение грузового вала и две звёздочки.
Якорно- швартовные и якорные шпили в свою очередь различаются по:
1. скорости выбирания якорной цепи: с нормальной и повышенной скоростью;
2. конструктивным признакам: на однопалубные (цепная звёздочка, механизм и двигатель размещены на одной палубе); двухпалубные (цепная звёздочка и швартовый барабан размещены на одной палубе, а механизм и двигатель на другой); в свою очередь двухпалубные бывают одинарными (с индивидуальным приводом) и соединённые (соединены общим редуктором).
Брашпили различаются по:
1. скорости: нормальные и облегчённые (нормальные используются на судах морского флота, а облегчённые на судах речного флота).
2. конструкции.
Швартовые механизмы подразделяются на:
1. швартовые шпили (трос передаётся через швартовый барабан, число витков троса, намотанного на барабан остаётся постоянным в течении всего времени выбирания)
2. швартовые лебёдки (на барабане хранится весь запас троса, сдаваемый с барабана или наматываемый на него, в процессе швартовых операций).
Швартовые шпили делятся на две группы:
1. шпили с грузовым валом, редукторами двигателя (в свою очередь бывают однопалубные и двухпалубные);
2. шпили, у которых грузовой вал отсутствует, а двигатель размещается внутри швартового барабана и связывается с ним посредством механической передачи