Кинематическая схема и описание механических частей ЯШУ

На рис. 1 приведена кинематическая схема брашпиля. Брашпиль устроен и работает следующим образом. Движение от двух исполнительных двигателей 6 через цилиндрический редуктор 5 и промежуточную передачу 11 передается на промежуточный вал 12, на концах которого расположены барабаны (турачки) 4, служащие для выполнения швартовных операций. Далее через передачу 3 движение сообщается грузовому валу 14, на который свободно посажены две цепные звездочки 1. Одна из них служит для подъема якоря правого, а другая— левого борта. Каждая из звездочек соединена через кулачковую муфту 2 с валом привода 7. Ленточные тормоза 13, имеющие маховичковые приводы 8 подтормаживают звездочки, если нужно ограничить скорость вытравливания якорной цепи.

В качестве исполнительных двигателей обычно используют два двигателя постоянного тока типа П или ДПМ, работающие на один вал. В редукторе брашпиля имеется переключатель скоростей 10, установка которого на положение «Аварийная работа» позволяет увеличить передаточное число от двигателя к грузовому валу. Такой режим допускается только в двух случаях: если надо поднять двумя двигателями якорь, висящий на полностью вытравленной цепи, или же поднять якорь с нормальной глубины одним двигателем, при выходе из строя другого.

Брашпиль может приводиться в действие также и одним двигателем — постоянного тока типа ДПМ или переменного тока типа МАП.

Выключенные двигатели затормаживаются колодочными тормозами 9, которые предназначены для быстрой остановки двигателя и удержания грузового вала от обратного разворота. В последнее время стали широко применять также дисковые тормоза, конструктивно выполняемые за одно целое с двигателем.

На рис. 2 показан якорно-швартовного шпиль. Общий вид якорно-швартовного шпиля приведен на рис. 2. Он состоит из швартовного барабана 2, звездочки 3, баллера 5, соединенного зубчатой муфтой с грузовым колесом 6, редуктора 7, получающего вращение через эластично-фрикционную муфту 9 от электродвигателя 10 с тормозом. Грузовое колесо, редуктор и двигатель расположены на общей фундаментной раме 8.

Цепная звездочка насажена на баллер свободно, что позволяет выполнять швартовные операции и стравливать якорную цепь, пользуясь одной лишь силой тяжести якоря. Когда же возникает необходимость в движении от баллера, звездочку соединяют кулачковой муфтой со швартовным барабаном. Этот барабан посредством маховичка, имеющегося на крышке, можно поднимать и опускать по направляющей шпонке баллера.

Для ограничения скорости стравливания якорной цепи служит ленточный тормоз 4 с приводом 11. На случай выхода из строя электропривода предусмотрено вращение головки шпиля вручную — с помощью вымбовок 1, вставляемых в гнезда на крышке швартовного барабана. Нормальная работа шпиля в случае деформации палубы обеспечивается тем, что в месте прохода баллера в палубу вмонтирован сферический подшипник.

В настоящее время шпили и брашпили выполняются с несамотормозящимися червячными редукторами, что объясняется желанием повысить к. п. д. установки.

На крупных судах устанавливают два якорно-швартовных шпиля — по числу якорей. На мелких же судах обходятся одним шпилем, используя его для поочередного подъема обоих якорей.

Многие суда имеют, помимо якорно-швартовных шпилей в носовой части, еще и по два швартовных шпиля в кормовой части. В отличие от носовых, они лишены цепных звёздочек.


Рис 1 Якорно-швартовный шпиль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: