Расчет цепной передачи

В ведущей ветви цепи в процессе стационарной работы передачи действует постоянная сила F1, состоящая из окружной силы Ft и силы натяжения ведомой ветви F2: F1 = Ft + F2.

Окружная сила на звездочках:

где М1 - вращающий момент на ведущей звездочке,

d1 - делительный диаметр ведущей звездочки,

N1 - мощность на ведущей звездочке,

V1 - скорость движения цепи.

Сила натяжения ведомой ветви: F2 = F0 + FЦ

где F0 - натяжение цепи от силы тяжести; FЦ - натяжение от центробежных сил.

Натяжение от силы тяжести при горизонтальном (и близком к нему) положении линии, соединяющей оси звездочек, определяется как для гибкой нерастяжимой нити: .

где m1 - погонная масса цепи; g - ускорение свободного падения, aW - межосевое расстояние; f - стрела провисания цепи.

При вертикальном (и близком к нему) положении линии центров звездочек: F0 = m1 g aW

Натяжение цепи от действия центробежных сил определяют по аналогии с ременными передачами: FЦ = m1 V2.

где V - скорость движения цепи.

Если ветви цепей параллельны, сила, действующая на валы равна FΣ = F1 + F2.

Расчетная сила, действующая на валы передачи: FΣ = kB Ft.

где kB - коэффициент, учитывающий вес цепи. Для горизонтальной передачи принимают kB = 1,15; для вертикальной передачи kB = 1,05.

Предварительный расчет начинают с определения величины статической разрушающей силы проектируемой цепи:

FP/ = Ft S

где S - коэффициент безопасности, зависящий от степени ответственности передачи, точности определения действующих нагрузок и коррозионного воздействия на передачу. При отсутствии коррозии Smin = 6-10, при активной коррозии Smin = 18-50.

По найденному значению FP/ по стандартам на приводные цепи находят несколько вариантов цепи, для которых разрушающая сила больше требуемой FP > FP/. Найденные варианты различаются шагом, числом рядов и типом цепи. Предварительный расчет, как правило, не позволяет выбрать единственный наиболее целесообразный вариант, а лишь определяет набор возможных решений.

Основной расчет цепной передачи проводят по условию износостойкости шарниров цепи.

Давление в шарнирах р не должно превышать допустимого значения в данных условиях эксплуатации. Его связывают с путем трения Sf зависимостью: C = pmSf.

где C – константа для конкретных условий эксплуатации, m - показатель степени, зависящий от вида трения в шарнирах, равный 3 при хорошем смазывании и 1-2 при недостаточном смазывании.

Условное давление в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире равно:

где КЭ - коэффициент эксплуатации; Ft - окружная сила на звездочках; А - площадь проекции шарнира на диаметральное сечение, [p] - допустимое давление, для средних эксплуатационных условий эксплуатации, при которых КЭ = 1.

Площадь проекции шарнира: А=d b,

где d - диаметр валика; b - длина втулки. Для стандартных цепей А определяется по таблицам в зависимости от шага t.

Значения входящих в приведенные формулы параметров приведены в табл. 9.1-9.4 [13].

Таблица 9.1 Допускаемое среднее давление [p] в зависимости от шага цепи при числе зубьев звездочки z1 = 15-30

Максимальная частота вращения меньшей звездочки, об/мин Величина [p], Н/мм2 при шаге цепи
  12,7-15,87   19,05-25,04   31,75-38,1   44,45-50,8
  34,3 34,3 34,3 34,3
  30,9 29,4 28,1 25,7
  28,1 25,7 23,7 20,6
  25,7 22,9 20,6 17,2
  23,7 20,6 18,1 14,7
  22,0 18,6 16,3 -
  20,6 17,2 14,7 -
  18,1 14,7 - -
  16,3 - - -
  14,7 - - -
  13,4 - - -

Таблица 9.2 Проекции опорных поверхностей шарниров А приводных роликовых цепей, мм2

Шаг цепи t, мм Тип цепи
однорядная двухрядная трехрядная четырехрядная
    - - -
9,525   - - -
12,7 39,6 85,3 125,5 -
15,875 51,5     -
19,05        
25,4        
31,75        
38,1        
44,45        
50,8        

Таблица 9.3 Рекомендуемые числа зубьев меньшей звездочки в зависимости от передаточного числа передачи

Тип цепи z1 при передаточном числе z1 min
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6  
Втулочная и роликовая 31-27 27-25 25-23 23-21 21-17 17-15 13 (9)
Зубчатая 35-32 32-30 30-27 27-23 23-19 19-17 17 (13)

Таблица 9.4 Минимально допустимые числа зубьев звездочки в зависимости от шага цепи, мм

t   9,525 12,7 15,875 19,05 25,4 31,75 38,1 44,45 50,08
z1 min                    

Коэффициент эксплуатации представляет собой произведение:

КЭ = КД КА КН КРЕГ КСМ КРЕЖ КТ

Коэффициент КД учитывает динамичность нагрузки, при спокойной нагрузке равный 1; при нагрузке с толчками 1,2…1,5; при сильных ударах 1,8. Коэффициент КА учитывает влияние длины цепи (межосевого расстояния), чем длиннее цепь, тем реже каждое звено входит в зацепление со звездочкой и тем меньше износ в шарнирах; при aW = (30…50)t КА = 1; в других случаях , где L0 - длина цепи при aW =40t, L - длина рассчитываемой цепи. Коэффициент КН учитывает влияние наклона линии центров звездочек передачи к горизонту. Чем больше наклон передачи, тем меньше допустимый суммарный износ цепи: при угле наклона ψ≤450 КН = 1; при ψ>450 КН =0,15√ ψ. Коэффициент КРЕГ учитывает влияние регулировки цепи; для передач с регулировкой положения оси одной из звездочек он равен 1, для передач с нерегулируемым положением звездочек – 1,25. Коэффициент КСМ учитывает влияние характера смазывания; при непрерывном смазывании в масляной ванне или от насоса он равен 0,8; при регулярном капельном или внутришарнирном смазывании - 1, при нерегулярном смазывании - 1,5. Коэффициент КРЕЖ учитывает влияние режима работы передачи. С учетом пропорциональность пути трения и числа смен NСМ работы передачи, получают . Коэффициент КТ учитывает влияние температуры окружающей среды, при – 250 < T < 1500 C его принимают равным 1; при экстремальных условиях – больше 1.

Если по расчету значение коэффициента КЭ >3, то возможности передачи используются недостаточно и следует принять меры по улучшению условий работы.

С учетом полученных результатов получают расчетный шаг цепи, величину которого округляют до ближайшего стандартного значения:

где N – мощность, передаваемая цепной передачей.

Проверочные расчеты передачи проводят при значительных отличиях реальных условий эксплуатации от средних. Проверку на прочность при пиковых перегрузках проводят для передач землеройных, сельскохозяйственных и других машин, при работе которых возникают неучитываемые предельные состояния (встреча с непрогнозируемым препятствием). Условие прочности: Fmax = kn Ft ≤ FP

где kn - кратность кратковременной перегрузки.

Для тяжелонагруженных быстроходных передач (при скорости цепи более 20 м/с) проводят расчет деталей на сопротивление усталости. По этому критерию разрушающую силу Fy определяют раздельно для пластин, валиков, втулок и роликов. Допускаемая окружная сила на звездочках по условию сопротивления усталости: Ft/ = Fymin / S.

где Fymin - меньшая сила из определенных; S - коэффициент безопасности.

Точное определение ресурса цепи по износу шарниров весьма затруднительно. Интенсивность изнашивания шарниров цепей при изменении конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов в пределах, характерных для реальных машин, изменяется от 0,00001 до 1000 мкм на 1 м пути трения. Поэтому расчет приводных цепей на износ по единой зависимости пока невозможен. С достаточной точностью такие расчеты выполняют по методу подобия, согласно которому срок службы рассчитываемой приводной цепи равен Т = Та К

В этой зависимости Та - ресурс цепи в эталонной передаче; К - коэффициент, учитывающий отличия в конструкции, технологии и эксплуатации реальной передачи от эталонной.

β
γ
Основные конструктивные размеры звездочек приведены на рис. 9.1.

       
 
x1
 
b
 


y1
hГ

O1
r2
O2
g
f
Dд
De
Di
α
φ/2
r1
x2
y2
r3
δа
δД
r
t


Рис. 9.1 Конструктивные элементы звездочки

Конструктивные размеры звездочек для втулочных и роликовых цепей определяются по следующим зависимостям [ 13].

- Число зубьев малой звездочки:

рекомендуемое

минимальное

- Максимальное число зубьев большой звездочки zmax = 120

- Угол поворота звеньев цепи на звездочке φ = 360/ z

- Диаметры окружностей:

делительный

выступов

впадин

- Углы:

половина угла зуба γ = 170 – 640/z

половина угла впадины α = 550 – 600/ z

- сопряжения β = 180 – 560/ z

- Радиусы:

впадины зуба r = 0,5025D + 0,05

сопряжения r1 = 0,8D + r

головки зуба r2 = D(0,8cos β + 1,24cos γ – 1,3025) – 0,05

- Длина прямого участка fg = D(1,24sin γ – 0,8sin β)

- Радиус закругления зуба r3 = 1,7D

- Расстояние О1О2 O1O2 = 1,24D

- Координаты: x1 = 0,8Dsin α

y1 = 0,8Dcos α

x2 = 1,24Dcos 1800/z

y2 =1,24Dsin 1800 /z

- Координаты центра радиуса hr = 0,8D

- Ширина зуба:

однорядная цепь b = 0,93BBH – 0,15

двух- и трехрядная цепь b = 0,9BBH – 0,15

многорядная цепь b = 0,86BBH – 0,3

-Толщина обода звездочки δO = 0,5t (для стали)

δO = 0,7t (для чугуна)

- Толщина диска звездочки δД = 0,5t (для стали)

δД = 0,7t (для чугуна)

Примечания:

1. Для высокоскоростных приводов (V>16 м/с) z следует выбирать в 1,8-2 раза большим, но не менее 45-50.

2. Коэффициент К принимают: для звездочек с числом зубьев z<11 К=0,58;

при 11<z<17 К=0,56; при 17<z<35 К=0,53; при z>35 К=0,5.

3. Во всех формулах t – шаг цепи, S – толщина пластин, BBH – расстояние между внутренними пластинами цепи.

4. Диаметр втулки (ролика) цепи D выбирается по ГОСТ10947-64.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: