Восприятие изображенного на иллюстрациях, проводимые учащимися, способствуют формированию конкретных представлений о психических явлениях и закономерностях психической деятельности.
Содержание иллюстрации должно возможно точнее отражать теоретическое положение. Например, для иллюстрации взаимоотношения частей и целого в процессе восприятия можно использовать чертеж на доске или таблицы, изображающие зрительные иллюзии. Причиной ошибочного восприятия здесь является определенное взаимоотношение частей в объекте восприятия.
Если иллюстрацией к теме будет картина или фотография, в ней не должно быть деталей, отвлекающих внимание учащихся от главного. Фотографии и репродукции с картин художников можно найти в наших иллюстрированных журналах. Их можно широко применять при изучении тем «Внимание», «Чувства» (внешние проявления чувств). Работая над темой «Воображение», можно использовать иллюстрации нескольких художников к одному и тому же произведению. Сравнивая их между собой и с текстом литературного произведения, ясно увидим, как на основе описания, данного автором, в воображении художников возникают образы, отличающиеся друг от друга, и в этом сказываются личностные особенности каждого художника.
На лекциях по психологии преподаватель широко использует таблицы, схемы и графики. Преимущество их перед картинами и фотографиями состоит в том, что с их помощью можно наглядно показать зависимость между явлениями, происходящие в них изменения. В схеме содержится только главное, и это способствует созданию у учащихся более общих представлений о психических явлениях. Например, в схеме строения анализатора показано анатомическое строение и функции, общие для всех: анализаторов.
Восприятием учащихся нужно руководить, направляя их внимание на существенное, связывая воспринимаемую ими иллюстрацию с теоретическими положениями. Нельзя рассчитывать на то, что учащиеся сами все поймут и выделят главное. Например, демонстрируя таблицы с изображением различных зрительных иллюзий, нужно объяснить учащимся причины: возникновения ошибок в восприятии, показать, что в основе любой иллюзии лежат такие особенности восприятия, как целостность его, роль в нем прошлого опыта человека, его отношение к воспринимаемому. Если не будет дано такое объяснение, у учащихся может возникнуть ошибочное представление об иллюзиях как об одной из особенностей восприятия. (Во всех учебниках психологии, к сожалению, иллюзии рассматриваются отдельно, вне связи с особенностями восприятия.) Даже если объектом восприятия является прекрасное высокохудожественное произведение искусства, которое, казалось бы само за себя говорит, преподаватель должен убедиться в том, что учащиеся правильно восприняли мысль, которую оно иллюстрирует. Это возможно только при углубленном анализе иллюстративного материала, воспринимаемого учащимися. Таким образом, наглядные представления, полученные учащимися, должны быть связаны с теоретическими знаниями о данном психическом явлении.
Не следует перегружать лекцию иллюстративным материалом. Целесообразнее ограничиться только таким, который необходим для овладения данным психологическим понятием.