Основное условие развития ощущений - активное действие с предметами, отличающимися определенными признаками. В интересной, осмысленной, значимой деятельности познаются различные свойства предметов и явлений.
В процессе отражения различных предметов устанавливаются условно рефлекторные связи между анализаторами (зрительным и слуховым, зрительным и двигательным и др.).
Особенно важно для закрепления межанализаторных связей образование второсигнальных связей. Слово, обозначая качество предмета, уточняет и обобщает получаемые ощущения, помогает дифференцировать ощущения, отличать их друг от друга (например, различать звонкие и глухие согласные, светлые и темные оттенки зеленого цвета, объединять их в группы (все красные предметы, все гласные звуки).
Развитие ощущений имеет громадное значение для формирования личности. Чувственное познание важно не только тем, что оно основа абстрактного мышления.
Образцы, полученные в процессе ощущений остаются вчеловеческом сознании как представления о свойствах вещей и явлений. Богатство и тонкость ощущений определяют полноту восприятия предметов и явлений, придают яркость и живость образам воображения. Особую роль в деятельности человека играют двигательные ощущения. В их основе лежат кинестетические или мускульно-суставные ощущения. Развитие двигательных ощущений — необходимое условие формирования всех учебных, трудовых и спортивных навыков.