Культура речи и эффективность общения. Концепты культуры речи: «успешность общения», «эффективность общения», «оптимальный результат общения», «прагматический эффект коммуникативного взаимодействия Установление климата доверия. Установление контакта с партнерами. Поиски компромисса в переговорном процессе.. Значение вербальной и невербальной информации. Манипуляции и уловки: способы противодействия. Речевые формулы спора. Речевая культура как визитная карточка. Правила переговоров о выходе из сложных ситуаций.
Культура речи и эффективность общения на переговорах нередко связаны напрямую. Все, что касается норм и рекомендаций по повышению культуры деловых переговоров, может быть определено известной максимой: «Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». Следует говорить о деле, выделяя главное, не перегружая партнера незначительными деталями и подробностями. Если даже ваш довод очень убедителен, все равно не следует часто повторять его. Арабская мудрость гласит: «Хоть тысячу раз скажи халва, во рту слаще не станет».
|
|
Культура речевого поведения может быть иллюстрирована принципами вежливости Дж. Лича, которые он сформулировал как совокупность ряда максим:
· максима такта есть максима границ личной сферы;
· максима великодушия есть максима не обременения собеседника;
· максима одобрения есть максима позитивности в оценке других;
· максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес;
· максима согласия есть максима не оппозиционности («Платон мне друг, но истина дороже», «В споре рождается истина, но гибнет симпатия»);
· максима симпатии есть максима благожелательности.