Вопрос 1. Предпосылки развития менеджмента в сфере информационной безопасности на уровне организации

Обеспечение собственной информационной безопасности на предприятиях[1], как правило, является неотъемлемой частью общей системы управления, необходимой для достижения уставных целей и задач. Значимость систематической целенаправленной деятельности по обеспечению информационной безопасности становится тем более высокой, чем выше степень автоматизации бизнес-процессов предприятия и чем больше «интеллектуальная составляющая» в его конечном продукте, т.е. чем в большей степени успешность деятельности зависит от наличия и сохранения определенной информации (технологий, ноу-хау, коммерческих баз данных, маркетинговой информации, результатов научных исследований и т.п.), обеспечения ее конфиденциальности и доступности для владельцев и пользователей. Роль информации и, в частности, т.н. «знаниевых активов» в деятельности предприятий возрастает по мере либерализации мировых рынков, когда материальные активы во все меньшей степени являются источниками конкурентных преимуществ в силу значительного уменьшения торговых барьеров. Нематериальные активы, существующие обычно в виде информации[2], в этих условиях начинают играть роль одной из ведущих основ для повышения конкурентоспособности и развития бизнеса.

Обеспечение информационной безопасности также, как правило, имеет большое значение не только для стратегического развития предприятия и создания основного продукта, но и для отдельных (иногда вспомогательных) направлений деятельности и бизнес-процессов, таких как коммерческие переговоры и условия контрактов, ценовая политика и т.п.

Кроме того, значимость обеспечения информационной безопасности в некоторых случаях может определяться наличием в общей системе информационных потоков предприятия сведений, составляющих не только коммерческую, но и государственную тайну, а также другие виды конфиденциальной информации (сведения, составляющие банковскую тайну, врачебную тайну, интеллектуальную собственность компаний-партнеров и т.п.). Обеспечение информационной безопасности в этой сфере и, в частности, основные требования, организационные правила и процедуры непосредственно регламентируются федеральным законодательством, и надзор за выполнением требований осуществляется федеральными органами власти.

Так же как и на государственном уровне, управление информационной безопасностью на уровне предприятий направлено на нейтрализацию различных видов угроз:

• внешних, таких как неправомерные действия государственных органов (в том числе и зарубежных), противоправная деятельность преступников и преступных группировок, незаконные действия компаний-конкурентов и других хозяйствующих субъектов, недобросовестные действия компаний-партнеров, несоответствие действующей нормативно-правовой базы фактическому развитию технологий и общественных отношений, сбои и нарушения в работе глобальных информационных и телекоммуникационных систем и информационных систем компаний-партнеров (контрагентов) и др.;

• внутренних, таких как ошибки и халатность персонала предприятия, а также намеренно допускаемые нарушения, сбои и нарушения в работе собственных информационных систем и др.

Таким образом, управление информационной безопасностью на каждом отдельном предприятии должно осуществляться в контексте его общей хозяйственной деятельности: с учетом характера деятельности компании (технологии производства, специфики рынков сбыта и т.п.), а также фактически складывающейся ситуации в рыночной конкурентной борьбе, государственной политике, развития правовой и правоохранительной системы, уровня развития отдельных используемых информационных и телекоммуникационных технологий и других факторов, формирующих общие условия текущей деятельности.

Формальным основанием (предпосылкой) для осуществления целенаправленной деятельности в сфере защиты информации, помимо общегосударственных требований к защите информации, составляющей государственную, военную, врачебную и банковскую тайну, также является перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, который определяется предприятием самостоятельно с учетом требований действующего законодательства.

Кроме того, необходимость разработки и внедрения политики информационной безопасности может быть обусловлена такими обстоятельствами, как:

• необходимость уменьшения стоимости страхования информационных рисков или определенных бизнес-рисков;

• необходимость внедрения международных стандартов, таких как ISO 17799 или BS 7799.

Рис.7.1. Предпосылки разработки политики безопасности предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: