Лекция 9. Менеджмент спортивных зарубежных клубов

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что основной организационной формой менеджмента в физическом воспитании и спорте является спортивный клуб. Причем наряду с популярными клубами профессионального спорта существует много клубов оздоровительной направленности. В Германии - около 86 тысяч клубов, в которых примерно 26 млн. человек заняты более чем 100 различными видами спорта. В США более 15 000, в Финляндии - 600.

Термин «физическая культура» зарубежные авторы не используют. В подавляющем большинстве зарубежных стран распространен термин «фитнесс», означающий физическую подготовленность. Используют также такие термины как «физикл эдъюкэйшн» - физвоспитание, «физикл рекриэйшен» - физическое оздоровление, «спорт» - увеселение, забава, развлечение - используют для обозначения различных видов соревновательной деятельности, связанных с результатом. В частности в США различают следующие виды спортивной деятельности:

· непринужденный спорт (в Европе «спорт для всех»);

· организованный спорт, который включает в себя школьный и студенческий, спорт в клубах, ассоциациях, спорт высших достижений, включая олимпийский (спортивные руководители продолжают его называть любительским);

· профессиональный спорт.

За рубежом редко используют «массовый спорт». Обычно это «спорт для всех» или «рекреационный спорт». Всеми перечисленными видами деятельности занимаются разные люди и различные организации, но всех объединяет одна общая организационная основа - клуб. В странах с рыночной экономикой функционируют такие разновидности клубов спортивно-оздоровительной направленности:

· коммерческие оздоровительные и атлетические клубы;

· частные спортивно-оздоровительные клубы;

· оздоровительные клубы в гостиницах, больших зданиях, парках;

· клубы различных ассоциаций, корпораций, фирм и компаний;

· клубы сердечно-сосудистой реабилитации;

· спортивно-медицинские клубы;

· любительские и профессиональные кубы по разным видам спорта.

Обобщение зарубежного опыта показало, что клубы различают и в зависимости от контингента занимающихся в них: для детей, школьные (оздоровительные, по видам спорта и по интересам), студенческие (оздоровительные и по видам спорта), на предприятиях, фирмах, по месту жительства, в парках, на курортах, при больших поликлиниках и т.д. С экономической точки зрения различают общественные (муниципальные) и частные спортивные клубы.

Общественные финансируют из национальных, провинциальных, муниципальных бюджетов, а в частных клубах работает частный капитал, их деятельность зависит от владельца. Различают коммерческие и некоммерческие спортивные клубы. Основным критерием является возможность извлечения прибыли. Общественные и частные клубы различаются по многим параметрам - целевой направленностью, экономическим механизмом, эффективностью работы.

Общественный клуб Частный клуб
Содержится на взносы налогоплательщика Содержится на взносы клиентов
Обслуживает разнообразный контингент Обслуживает целевые рынки
Качество услуг ниже, цены ниже Качество услуг выше, цены выше
Принадлежат госучреждениям Принадлежат частникам
Некоммерческие Ориентированы на прибыль 10-20%
Строительство оплачивается из налогов населения Строительство оплачивается из средств владельца или займа
На маркетинг расход не более 3% бюджета На маркетинг расход 10% более.
Не боятся неудач, т.к. содержатся государством Должны приносить прибыль или прекратить бизнес

Каждый клуб в соответствии выбирает и учебно-тренировочные программы. Специалисты, изучающие опыт работы зарубежных клубов, отмечают, что в основном программы сориентированы на пожелания населения в занятиях различными видами спорта. Для этого систематически проводятся социальные опросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: