Опыт зарубежных стран свидетельствует, что основной организационной формой менеджмента в физическом воспитании и спорте является спортивный клуб. Причем наряду с популярными клубами профессионального спорта существует много клубов оздоровительной направленности. В Германии - около 86 тысяч клубов, в которых примерно 26 млн. человек заняты более чем 100 различными видами спорта. В США более 15 000, в Финляндии - 600.
Термин «физическая культура» зарубежные авторы не используют. В подавляющем большинстве зарубежных стран распространен термин «фитнесс», означающий физическую подготовленность. Используют также такие термины как «физикл эдъюкэйшн» - физвоспитание, «физикл рекриэйшен» - физическое оздоровление, «спорт» - увеселение, забава, развлечение - используют для обозначения различных видов соревновательной деятельности, связанных с результатом. В частности в США различают следующие виды спортивной деятельности:
· непринужденный спорт (в Европе «спорт для всех»);
· организованный спорт, который включает в себя школьный и студенческий, спорт в клубах, ассоциациях, спорт высших достижений, включая олимпийский (спортивные руководители продолжают его называть любительским);
|
|
· профессиональный спорт.
За рубежом редко используют «массовый спорт». Обычно это «спорт для всех» или «рекреационный спорт». Всеми перечисленными видами деятельности занимаются разные люди и различные организации, но всех объединяет одна общая организационная основа - клуб. В странах с рыночной экономикой функционируют такие разновидности клубов спортивно-оздоровительной направленности:
· коммерческие оздоровительные и атлетические клубы;
· частные спортивно-оздоровительные клубы;
· оздоровительные клубы в гостиницах, больших зданиях, парках;
· клубы различных ассоциаций, корпораций, фирм и компаний;
· клубы сердечно-сосудистой реабилитации;
· спортивно-медицинские клубы;
· любительские и профессиональные кубы по разным видам спорта.
Обобщение зарубежного опыта показало, что клубы различают и в зависимости от контингента занимающихся в них: для детей, школьные (оздоровительные, по видам спорта и по интересам), студенческие (оздоровительные и по видам спорта), на предприятиях, фирмах, по месту жительства, в парках, на курортах, при больших поликлиниках и т.д. С экономической точки зрения различают общественные (муниципальные) и частные спортивные клубы.
Общественные финансируют из национальных, провинциальных, муниципальных бюджетов, а в частных клубах работает частный капитал, их деятельность зависит от владельца. Различают коммерческие и некоммерческие спортивные клубы. Основным критерием является возможность извлечения прибыли. Общественные и частные клубы различаются по многим параметрам - целевой направленностью, экономическим механизмом, эффективностью работы.
|
|
Общественный клуб | Частный клуб |
Содержится на взносы налогоплательщика | Содержится на взносы клиентов |
Обслуживает разнообразный контингент | Обслуживает целевые рынки |
Качество услуг ниже, цены ниже | Качество услуг выше, цены выше |
Принадлежат госучреждениям | Принадлежат частникам |
Некоммерческие | Ориентированы на прибыль 10-20% |
Строительство оплачивается из налогов населения | Строительство оплачивается из средств владельца или займа |
На маркетинг расход не более 3% бюджета | На маркетинг расход 10% более. |
Не боятся неудач, т.к. содержатся государством | Должны приносить прибыль или прекратить бизнес |
Каждый клуб в соответствии выбирает и учебно-тренировочные программы. Специалисты, изучающие опыт работы зарубежных клубов, отмечают, что в основном программы сориентированы на пожелания населения в занятиях различными видами спорта. Для этого систематически проводятся социальные опросы.