Вопрос — требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте

Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

Вопрос включает в себя следующие элементы:

(1) Предпосылка (тема) вопроса — информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

(2) Рема вопроса — запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b?”).

(3б) Корректность вопроса.

Корректный вопрос — вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

Некорректный вопрос — вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

(а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

(б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

(в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

(3в) Ответ на вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: