Заявка на участие в обучающем курсе

Участники проекта — основной элемент его структуры, т.к. именно они обеспечивают реализацию проектного замысла. В зависимости от типа проекта, от его масштаба и сложности, а также от структуры жизненного цикла в реализации проекта могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Все эти организации или отдельные лица, в зависимости от выполняемых ими функций, как правило, объединяются в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.

К основным участникам проекта относятся:

1. инициатор - автор главной идеи.

2. заказчик - главный участник проекта будущий владелец и/или пользователь результатов проекта. В качестве такового может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна единственная организация, так и несколько, объединивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

3. инвестор — сторона, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это — одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в Российской Федерации могут быть:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

- организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

- международные организации, иностранные юридические лица;

- физические лица — граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

4. Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, называемые проектировщиками.

5. Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации- поставщики.

6. К выполнению работ проекта на условиях контракта могут привлекаться подрядчики, среди которых могут выделяться генеральный подрядчик и субподрядчики.

В последние годы состав участников проекта стал дополняться новыми лицами. В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их называют консультантами.

Права на использование необходимых в проекте научно-технических достижений предоставляет (обычно на коммерческих условиях) организация – лицензиар, в качестве которого может выступать юридическое или физическое лицо — обладатель лицензий и «ноу-хау».

Особое место в осуществлении проекта занимает руководитель проекта (менеджер). Это — юридическое или физическое лицо, которому заказчик и/или инвестор делегируют полномочия по руководству проектом: планированию, контролю и координации работ остальных участников.

Под руководством менеджера работает команда проекта — специфическая организационная структура, создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

Участники проекта — категория более широкая, чем команда проекта.

Команда проекта — это группа специалистов, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта. Она обеспечивает реализацию его замысла, создается на период реализации проекта и распускается после его завершения. По мере выполнения проекта профессиональный и численный состав членов команды проекта может меняться.

Внутри команды определяются роли - это абстрактная группа заинтересованных лиц, участвующих в деятельности над проектом, решающих одни и те же задачи или имеющих одни и те же интересы. Примерами ролей в IT-проекте являются:

- бизнес-аналитик,

- архитектор,

- проектировщик пользовательского интерфейса,

- программист-кодировщик,

- технический писатель,

- тестировщик,

- руководитель проекта по разработке,

- работник отдела продаж,

- конечный пользователь,

- инженер по поддержке и т.п.

=4=

К IT-проектам относятся

- проекты разработки и развития программного обеспечения;

- проекты внедрения информационных (автоматизированных) систем,

- инфраструктурные и организационные проекты.

IT-проект имеет специфичные фазы, зависящие от его отиа (табл.1)

Таблица 1 – Фазы IT-проектов

Фазы проектов разработки и развития программного обеспечения Этапы проектов внедрения информационных систем
1. Создание спецификации ПО – что система должна делать и ограничения на разработку 1. Подготовка проекта
2. Разработка ПО – производство программной системы 2. Анализ существующих бизнес-процессов
3. Тестирование ПО (включает в себя validation и verification) – проверка того, что клиент хочет именно того, что прописано в спецификации, и что система соответствует спецификации 3. Проектирование системы
4. Развитие или эволюция ПО – изменение ПО в ответ на изменение внешних требований. 4. Реализация
5. Подготовка к эксплуатации
6. Поддержка эксплуатации

К IT–проекту следует относиться как к самостоятельному инвестиционному проекту, то есть как к способу инвестирования средств в качественное улучшение управления компанией. Подобная позиция предполагает получение прибыли от реализации проекта через некоторый промежуток времени.

Отличительные особенности IT-проектов:

1. Их эффективность не всегда возможно выразить в деньгах. Информационная система сама по себе не повышает прибыльности предприятия, она может лишь повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных. Увеличивает же прибыльность способность менеджмента принимать эффективные решения на основе этой информации. Если же не удается выделить параметры, по которым можно оценить эффективность IТ-проекта, то такой проект является организационным, так как и его идея, и реализация предусматривают изменение бизнес–процессов и системы управления предприятием. Связано это с тем, что некоторые проблемы, которые пытаются решить с помощью автоматизации, связаны с организацией работы на предприятии, и решить их можно только путем организационных и административных мероприятий.

2. IТ–проекты являются высокорисковыми. Риски срыва сроков, превышения плановой трудоемкости и не достижения запланированных результатов по этим проектам особенно высоки. Для IT-проектов характерна высокая интенсивность в сочетании с глубокой детализацией календарно-сетевых графиков и итерационностью выполнения работ. Обычно требуется детализация трудовых ресурсов до конкретного исполнителя. Нетрудовые ресурсы и материалы отслеживаются значительно реже.

3. Любой просчет или ошибка, как правило, очень быстро становятся известны широкому кругу людей. Если, например, осуществляется замена сервера или настройка какой-либо информационной системы и происходит сбой, то все пользователи тут же узнают об этом. Для сравнения в маркетинговом проекте просчеты далеко не так очевидны. Можно в его рамках сделать все правильно, но, допустим, не в полном объеме учесть интересы целевой аудитории. Напрямую обвинить в этом упущении руководителя проекта довольно сложно, т.к. существует большое количество внешних факторов. В IT-проекте кроме многочисленных внешних факторов более очевидна ответственность за результат.

4. Многие IT-проекты имеют колоссальные бюджеты. В крупных компаниях масштабы проектной деятельности в области IT измеряются миллионами долларов, и, причем реализация новых проектов происходит постоянно. Развитие IT-инфраструктуры в растущих компаниях требует больших и регулярных вложений. Большие бюджеты, в свою очередь, подразумевают больший уровень ответственности и, соответственно, больший уровень компетенции тех людей, которые этими проектами управляют.

5. Специфичное разделение на уровне идеологии заказчика и исполнителя: заказчиком, как правило, является бизнес, а исполнителем IT-специалисты. Данный аспект предопределяет наличие определенных трудностей в выявлении требований, ожиданий от проекта, в формировании технического задания. В IT-проектах чаще всего курирование процессами разработки и реализации осуществляется не бизнес-руководителем, а передается руководству IT, как следствие между ними возможны коммуникационные конфликты, несовпадение ожиданий, требований и результатов. Избежать подобного «недопонимания» между бизнесом и IT можно с помощью методик по выявлению и корректному фиксированию ожиданий от проекта, а также за счет четкого сбора требований к проекту на всех уровнях пользователей.

Управление IT-проектами – это один из видов управленческой деятельности, связанный с планированием и реализацией проектов в определенные сроки с определенным бюджетом и определенным качеством.

Для успешного выполнения IТ-проекта необходимо выбрать эффективные технологии и средства разработки, обеспечить необходимый бюджет и найти квалифицированных разработчиков. Успешная реализация IT-проектов требует четкого понимания руководством компании возможностей информационных технологий и высокой организованности от всех участников IТ-проекта. Научившись реализовывать технологические проекты в срок, не превышая бюджет и с долгосрочным эффектом для бизнеса, компании смогут переосмыслить роль информационных технологий и обрести уникальный опыт управления комплексными проектами, важный не только в технологической сфере.

Заявка на участие в обучающем курсе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: