Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации 3 страница

К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Несовершенство критериев и процедуры установления инвалидности и обеспечения лечения детей-инвалидов. Сын гражданки Ф. из Башкортостана (жалоба № Ф-410 от 18.01.05) получил ожоги 25% (по утверждению Ф. эти данные занижены, и реально это 45%) поверхности тела (предплечья и кисти, грудь, живот, бедра, голени, промежность), в результате чего возникло постожоговое срастание пальцев (синдактилия) и контрактуры ряда суставов. В установлении инвалидности сыну матери ребенка было отказано, хотя обоснованность отказа требует проверки. Оперативное лечение проведено за счет государственных средств, но консервативное лечение, которое в таких случаях длится годами и стоит очень дорого, без льгот, предоставляемых в связи с инвалидностью, семья обеспечить не может. 10-летняя дочь гражданки З. из Ставропольского края (жалоба № З-435 от 19.10.05) страдает бронхиальной астмой, в инвалидности ей отказано. Мать не жалуется на это обстоятельство, но обеспечить полноценное лечение дочери не в состоянии, что с большой вероятностью может привести к инвалидности через несколько лет. Аналогичные проблемы в связи с таким же заболеванием своего ребенка описывает гражданка П. из Приморского края (жалоба № П-837 от 18.07.05) - астма в настоящее время без дыхательной недостаточности, но денег на лечение у семьи нет; если дыхательная недостаточность сформируется (что в описанных гражданкой П. условиях фактически неизбежно), то тогда будет установлена инвалидность и государство возьмет на себя заботу о лечении. Приведенные примеры показывают, что профилактическая направленность отечественного здравоохранения реализуется не последовательно и не в достаточной степени. Владимиру Г. из Смоленской области (жалоба № Г-252 от 04.03.05) отказано в установлении статуса инвалида с детства. Его заболевание (болезнь Пертеса) носит хронический (или пожизненный) характер, и достигнутые в результате лечения положительные изменения не снимают необходимости в продолжении фактически такого лечения, однако его финансирование перекладывается на семью. Сыну гражданки Ч. из Мордовии (жалоба № Ч-245 от 08.06.05), потерявшему глаз вследствие онкозаболевания, отказано и в установлении инвалидности и в протезировании. Сыну гражданки Е. из Мурманской области (жалоба № Е-369 от 17.11.05), страдающему ДЦП и аллергическими расстройствами, также сняли инвалидность, что повлекло за собой снятие соответствующих льгот и ухудшение возможностей лечения и ухода за ребенком. О таких же проблемах сообщают: 1. • гражданка К. из Чувашии (жалоба № К-3877 от 10.11.05) - в 16 лет дочери сняли инвалидность, хотя никаких изменений в состоянии ее здоровья не произошло; • гражданка Е. из Краснодарского края (жалоба № Е-133 от 12.04.05) - снятие пособия по инвалидности внучки даже при сохранении других выплат привело к существенному ухудшению положения семьи, доход которой опустился ниже минимального уровня, необходимого для выживания. Сын гражданки П. из Приморского края (жалоба № П-837 от 18.07.05) потерял в результате несчастного случая обе ноги, все возможные пособия выплачиваются, однако этого совершенно недостаточно ни для полноценного лечения в краевом центре, ни для решения жизненных проблем семьи хотя бы на минимальном уровне. Сыну гражданки К. из Воронежской области (жалоба № К-3979 от 17.11.05), инвалиду детства, бюджетные средства на операцию на позвоночнике положены, что подтверждено письмом Минздравсоцразвития России, однако механизм реализации льготы не установлен, что приводит к неоправданному затягиванию лечения. У детей-отказников, напротив, диагнозы (прежде всего умственной отсталости) бывают поставлены необоснованно, в дальнейшем снять или изменить эти диагнозы оказывается практически невозможным, что замыкает жизненный путь таких детей в цепочку дом ребенка - детский дом-интернат - психоневрологический интернат, хотя реальное состояние психики оказывается другим (обращение Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ). 1. Ухудшение положения детей-инвалидов в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122- ФЗ. Гражданка А. (жалоба № Пр-А-27 от 17.03.05) жалуется на отсутствие квалифицированного лечения по месту жительства и недостаточность компенсаций для поездки к месту лечения, что расценивается заявителем как дискриминация по принципу места жительства. Члены женского объединения "Фемина" из г. Набережные Челны (жалоба КЛ-962 от 21.03.05) отмечают: 1. • что родители детей-инвалидов с ДЦП перестали получать выплаты на проездные билеты, хотя невозможность передвижения детей с такой патологией без сопровождающего совершенно очевидна; • что пенсия ребенка с ДЦП вместе с доплатами по Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ составляет 81% от официального прожиточного минимума, хотя дети нуждаются дополнительно в лекарствах, колясках, ортопедической обуви; • список лекарств, предоставляемых бесплатно, не включает многих необходимых лекарственных средств, в результате чего расходы на лечение составляют не менее 2000 рублей в месяц; • стали платными для детей-инвалидов нотариальные услуги. Двадцать матерей детей-инвалидов (по детским онкологическим заболеваниям) из 17 регионов, проходящих лечение в Республиканской детской клинической больнице (жалоба № КЛ-1558 от 25.04.05), сообщают, что их детям госпитализация в специализированные клиники может быть необходима несколько раз в год, тогда как выплаты по Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не компенсируют затраты даже на однократный проезд к месту лечения. В то же время, деньги, выделяемые на санаторно-курортное лечение отдельной строкой, остаются неиспользованными, потому что без завершения основного лечения направление в санаторий лишено смысла. Как отмечено гражданками С. и Б. (жалоба № КЛ-765 от 04.03.05), проживающими в Ставропольском крае, после введения указанного закона средства, выделяемые регионом на санаторное лечение детей-инвалидов с ДЦП, уменьшились в 2 - 4 раза. Выделяемые в соответствии с тем же законом субсидии, по данным женского объединения "Фемина" из г. Набережные Челны, не покрывают роста цен на услуги ЖКХ. Каждая семья, имеющая ребенка-инвалида, стала терять на 700-2000 рублей больше (жалоба № КЛ-962 от 21.03.05). Гражданка В., мать ребенка-инвалида из Челябинской области (жалоба № В-861 от 21.12.05) жалуется на ухудшение снабжения лекарствами - уполномоченная фармацевтическая фирма "СИА-интернешнл" поставляет лекарственные средства в меньшем, чем заявлено, объеме. Даже те положения закона, которые направлены на обеспечение детей-инвалидов жильем, согласно обращению Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ, не выполняются, в результате чего "проживающие" в психоневрологических интернатах вынуждены оставаться там до конца жизни. 1. В части жалоб речь идет о недостатках организации образования детей-инвалидов. Гражданки Д. (жалоба № Пр-Д-62 от 29.12.04) и К. (жалоба № К-909 от 16.03.05) из Москвы считают перевод на индивидуальное обучение ограничением образовательных возможностей своих детей. Родители из организации "Дорога в мир" (жалоба № КЛ-3627 от 18.10.05) не видят адекватных возможностей образования своих детей (сложные и тяжелые нарушения развития) в существующих государственных образовательных учреждениях г. Москвы. Однако Московский департамент образования на инициативу создания негосударственного образовательного учреждения никак не реагирует. Нарушения права детей на образование видят родители (жалоба № КЛ-3018 от 08.10.04) в плохом обеспечении безопасности детей в школе № 73 и лицее № 1560 - разрушен забор, не по назначению используется территория школьного двора, охрана и администрация не пускают в школьное здание не только посторонних, но и родителей, без которых дети с ДЦП не могут самостоятельно переодеться. 1. Гражданка Т. (инвалид по зрению) из Ульяновской области (жалоба № Т-832 от 19.12.05) сообщает, что вместо решения проблем дочери - инвалида детства местная администрация прибегает к угрозам лишения родительских прав и негуманному обращению. 2. Некоторые обращения граждан (№ Д-256 от 04.04.05 и № З-333 от 15.09.04) не содержат конкретных жалоб, но отмечают: • нерациональность процедуры освидетельствования и переосвидетельствования в бюро МСЭ - инвалидов с заведомо пожизненными дефектами заставляют проходить экспертизу регулярно, хотя, как пишет Д., "ампутированная нога не вырастет"; • недостаточный объем помощи, предоставляемой детям-инвалидам; • безразличие различных инстанций; • "тихое", без всенародного обсуждения принятие важнейших для подавляющего большинства граждан России законов, типа Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 122-ФЗ или Жилищного Кодекса РФ. Приложение 2 ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ОБРАЩЕНИЕ в защиту прав умственно отсталых детей, содержащихся в Красно-Дубравском и Сергиево-Посадском домах-интернатах Губернатору Московской области Б.В. ГРОМОВУ Плановыми проверками, проведенными Управлением по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 13 декабря 2004 г. и 7 апреля 2005 г. в Красно-Дубравском и Сергиево-Посадском домах-интернатах для умственно отсталых детей выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Так, в Сергиево-Посадском доме-интернате грубо нарушаются права ребенка на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, эксплуатации, от применения методов унижающих человеческое достоинство, о чем сообщено прокурору Московской области. В указанных домах-интернатах нарушается право детей на общедоступное дошкольное и основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных

учреждениях гарантированное частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Особую тревогу вызывает положение тех детей, которые вообще лишены воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. Все внимание к личности этих детей ограничивается только кормлением и уборкой за ними. Дети испытывают душевное беспокойство и чувство заброшенности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39) такие действия в отношении детей считаются "отсутствием заботы и небрежным обращением", приравниваются к "психологическому насилию", "бесчеловечному и унижающему достоинство обращению". Под эти же определения Конвенции подпадает и использование без надлежащего строгого контроля средств механического удерживания, которые применялись в Красно-Дубравском доме-интернате. В указанных домах-интернатах выявлены и другие нарушения прав воспитанников. Так, например, в них проживает ряд детей, которые не должны находиться в учреждениях данного типа, поскольку они не страдают умственной отсталостью в средней, тяжелой или глубокой степени. Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что защита прав и свобод человека и гражданина, защита детства, обеспечение законности, вопросы здравоохранения, воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.6 ст. 18 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и п.1, 3, 17 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, который несет ответственность за осуществление политики в области образования, установление порядка создания и финансирования образовательных учреждений субъекта РФ, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 21 и 27 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" прошу Вас, уважаемый Борис Всеволодович, обеспечить государственную защиту прав ребенка, принять меры по устранению нарушений прав детей, проживающих в Красно-Дубравском и Сергиево-Посадском домах-интернатах и рекомендую: - обеспечить в отношении указанных детей выполнение расходных обязательств Московской области по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; - создать условия для проживания указанных детей в родных, приемных и патронатных семьях, в семьях опекунов и попечителей путем предоставления детям возможности получения дошкольного, основного общего образования в образовательных учреждениях по месту жительства этих семей; - создать в указанных домах-интернатах, предусмотренные законодательством об образовании, условия для проведения образовательного процесса, провести лицензирование домов-интернатов на право реализации специальных (коррекционных) образовательных программ дошкольного и основного общего образования и аккредитацию в качестве специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в порядке, предусмотренном ст.33 Закона РФ "Об образовании"; - организовать обучение определенной части детей в образовательных учреждениях вне домов-интернатов; - перевести детей, не страдающих умственной отсталостью в средней, тяжелой или глубокой степени и частично детей, страдающих умственной отсталостью в средней степени из учреждений социальной защиты в учреждения системы образования; - установить ставки палатных медсестер для осуществления ухода за детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в медицинском уходе. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. ЛУКИН 18 апреля 2005 г. ОБРАЩЕНИЕ в прокуратуру Московской области для осуществления надзора за исполнением законодательства и принятия мер прокурорского реагирования в защиту прав воспитанников Сергиево-Посадского дома-интерната для умственно отсталых детей Прокурору Московской области И.И. СЫДОРУКУ В ходе плановой проверки детских интернатных учреждений по вопросам соблюдения прав детей-инвалидов, нуждающихся в заботе государства, Управлением по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации изучались условия жизни воспитанников Сергиево-Посадского дома-интерната для умственно отсталых детей. В результате проверки выявлены факты грубого нарушения их прав на защиту от физического насилия, оскорбления, грубого обращения и эксплуатации, на получение дошкольного и основного общего образования, на уход, на соответствующие состояние здоровья условия содержания. Во время встреч и бесед, в которых принимали участие представители общественности и средств массовой информации, в отсутствии воспитателей старшие воспитанники сообщили, что в интернате с ними обращаются жестоко, применяют насилие и методы, унижающие человеческое достоинство. Со слов воспитанников дома-интерната их заставляют работать на подсобном хозяйстве, в свинарнике, где они вынуждены бесплатно выполнять тяжелую физическую работу, и в мастерской, где старшие воспитанники принимают участие в изготовлении гробов. На кладбище их привлекают к работе по выкапыванию могил и захоронению умерших детей. Кроме того, в ходе проверки выявлено отсутствие у учреждения лицензии на право реализации специальных (коррекционных) образовательных программ дошкольного и основного общего образования, аттестации и соответствующей государственной аккредитации. Около 60 детей, находящихся на постоянном постельном режиме, полностью лишены воспитания, поскольку в их отделении отсутствуют ставки воспитателей. В учреждении проживает ряд детей, не страдающих умственной отсталостью в средней, тяжелой или глубокой степени, которые не должны находиться в учреждениях данного типа. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата проживают на втором этаже без лифта, что практически лишает их возможности бывать на свежем воздухе. Учитывая, что надзор за исполнением законов о несовершеннолетних относится к компетенции органов прокуратуры, и в соответствии с п.п. 3 п.1 статьи 20 и ст. 21 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", прошу Вам принять меры прокурорского реагирования в защиту прав воспитанников Сергиево-Посадского дома-интерната для умственно отсталых детей. Информацию о принятых мерах прошу направить в мой адрес. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. ЛУКИН 18 апреля 2005 г. ОБРАЩЕНИЕ в защиту прав детей, находящихся в Ново-Никольском детском доме интернате для умственно-отсталых Главе Администрации Смоленской области В.Н. МАСЛОВУ Плановой проверкой, проведенной Управлением по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации при участии членов Экспертного совета при Уполномоченном: председателя МООИ "Общество Даун Синдром" С.А. Колоскова и эксперта врача-психиатра представителя Всероссийского Фонда "НАН" В.Б. Васечкина в мае 2005 г. в Ново-Никольском детском доме интернате для умственно-отсталых детей выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В указанном доме-интернате грубо нарушаются права ребенка на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, защиту от эксплуатации и применения методов унижающих человеческое достоинство, о чем сообщено прокурору Смоленской области. В данном учреждении проживает около 80 детей, которые помещены туда неправомерно. Эти дети не имеют психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию, лишающих их возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обеспечения, не нуждаются в постоянном постороннем уходе, что в соответствии с действующим законодательством является необходимым условием помещения в закрытое психоневрологическое учреждение. Указанные дети не страдают умственной отсталостью в средней, тяжелой или глубокой степени, помещены в данное учреждение принудительно, посредством перевода из коррекционных учреждений системы образования, в связи с плохой успеваемостью или проблемами поведения, в основном из социально неблагополучных семей, многие из них - социальные сироты, что явилось причиной их педагогической запущенности и отставания в развитии. Как следует из жалоб детей к ним принудительно применяются в качестве наказания за проступки сильнодействующие психотропные препараты (нейролептики: галоперидол, аминазин). Кратковременный характер назначения этих препаратов несовместим с принципом их применения. Всех детей в учреждении в независимости от возраста и состояния здоровья принуждают находиться в кроватях по 14 часов в сутки - с 20.00 до 8.00 и с 13.00 до 15.30, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Нарушается право детей на частную жизнь. В частности, значительная часть детей и подростков не имеет личных вещей и отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. В доме-интернате, со слов воспитанников, под предлогом "трудотерапии" им приходится бесплатно выполнять на подсобном хозяйстве тяжелую физическую работу, что в частности запрещено ст.13 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" В учреждении также находятся дети с физическими недостатками, проживание которых в указанных интернатах запрещено ч.4 ст.20 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Нарушается право детей на общедоступное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантированное ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Дошкольное образование осуществляется с превышением нормативов предельной наполняемости групп детей со сложной структурой дефекта, предусмотренных действующим законодательством. Вызывает тревогу положение 28 детей, которые вообще лишены воспитания

из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. Все внимание к личности этих детей ограничивается только кормлением и уборкой за ними. Дети испытывают душевное беспокойство и чувство заброшенности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (п.1 ст.19 и ст. 39) такие действия в отношении детей считаются "отсутствием заботы и небрежным обращением", приравниваются к "психологическому насилию", "бесчеловечному и унижающему достоинство обращению". Не исполняется право детей-инвалидов на реабилитацию в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предусмотренное ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Наполняемость классов и групп в учреждении в несколько раз превышает предельную наполняемость классов и групп для детей со сложной структурой дефекта (5 человек) и детей с глубокой умственной отсталостью (8 человек дошкольного возраста и 10 - школьного возраста), установленную действующим законодательством. В спальнях и игровых комнатах учреждения находятся от 15 до 25 детей в каждой, что приводит к несоответствию санитарно-эпидемиологическим нормам площади в спальных помещениях для детей школьного возраста (6 м2). Ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что защита прав и свобод человека и гражданина, защита детства, обеспечение законности, вопросы здравоохранения, воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.6 ст. 18 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и п.1, 3, 17 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, который несет ответственность за осуществление политики в области образования, установление порядка создания и финансирования образовательных учреждений субъекта РФ, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 21, 27 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" прошу Вас, уважаемый Виктор Николаевич, обеспечить государственную защиту прав ребенка, принять меры по устранению нарушений прав детей, проживающих Ново-Никольском детском доме- интернате и рекомендую: - обеспечить в отношении указанных детей выполнение расходных обязательств Смоленской области по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; -обеспечить возвращение детей переведенных в Ново-Никольский детский дом- интернат из специальных коррекционных образовательных учреждений с нарушением ст. 10 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и ст. 20 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; - обеспечить перевод детей с физическими нарушениями в соответствующие образовательные учреждения; - создать условия для проживания детей в родных, приемных и патронатных семьях, в семьях опекунов и попечителей путем предоставления детям возможности получения дошкольного, основного общего образования в образовательных учреждениях по месту жительства этих семей; - не допускать перевода детей, не утративших способности к самообслуживанию и не требующих постоянного постороннего ухода из специальных коррекционных образовательных учреждений в психоневрологические учреждения социального обеспечения; -создать в Ново-Никольском доме-интернате, предусмотренные законодательством об образовании, условия для проведения образовательного процесса, провести лицензирование указанного учреждения на право реализации специальных (коррекционных) образовательных программ и основного общего образования и аккредитацию в качестве специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в порядке, предусмотренном ст.33 Закона РФ "Об образовании"; - обеспечить организацию обучения определенной части детей в образовательных учреждениях вне Учреждения; - установить ставки палатных медсестер для осуществления ухода за детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в медицинском уходе; -обеспечить для всех детей указанного учреждения, включая детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, возможность ежедневных прогулок на свежем воздухе. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. ЛУКИН 19 июля 2005 г. ОБРАЩЕНИЕ к прокурору Смоленской области для осуществления надзора за исполнением законодательства и принятия мер прокурорского реагирования в защиту прав граждан, находящихся в Дрюцком психоневрологическом интернате и Ново-Никольском детском доме-интернате для умственно-отсталых Прокурору Смоленской области Ю.В. ВЕРХОВЦЕВУ Плановыми проверками проведенными Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ в апреле-мае 2005 г.в Дрюцком психоневрологическом интернате и в Ново-Никольском детском доме интернате для умственно-отсталых детей выявлены нарушения прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством. В ходе проверки, во время бесед, проживающие в Дрюцком психоневрологическом интернате граждане в присутствии представителей руководства Департамента Смоленской области по социальному развитию, директора и заведующего отделением учреждения открыто жаловались на незаконное применение к ним "карцера" и уколов сильнодействующих психотропных препаратов - аминазина и галоперидола в качестве наказания за их жалобы руководству интерната на тяжелую работу на скотном дворе, требование выплаты задержанной зарплаты и т.п. Проживающие показали место расположения "карцера", который представляет из себя небольшое помещение с металлической решеткой с запором снаружи, с земляной ямой наполненной водой, стены помещения которого из кирпичной кладки, в углу -деревянные козлы и несколько грязных матрацев. В Ново-Никольском детском доме-интернате грубо нарушаются права ребенка на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, защиту от эксплуатации и применения методов унижающих человеческое достоинство, о чем сообщено Главе администрации Смоленской области. В данном детском учреждении проживает около 80 детей, которые помещены туда неправомерно. Эти дети не имеют психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию, лишающих их возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обеспечения, не нуждаются в постоянном постороннем уходе, что в соответствии с действующим законодательством является необходимым условием помещения в закрытое психоневрологическое учреждение. Указанные дети не страдают умственной отсталостью в средней, тяжелой или глубокой степени, помещены в данное учреждение принудительно, посредством перевода из коррекционных учреждений системы образования, в связи с плохой успеваемостью или проблемами поведения, в основном из социально неблагополучных семей, многие из них - социальные сироты, что явилось причиной их педагогической запущенности и отставания в развитии. Как следует из жалоб детей к ним принудительно применяются сильнодействующие психотропные препараты (нейролептики: галоперидол, аминазин), которые используются в данном учреждении в качестве наказания. Это подтверждается, в частности, кратковременным характером назначения препаратов. несовместимым с принципом применения данных препаратов. Указанными действиями нарушаются права ребенка и п. 3 ст. 10 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В нарушение ст. 11 того же закона, психиатрическое лечение применяется принудительно, без письменного информированного согласия детей достигших 15 лет и неограниченных в дееспособности, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей записи в медицинской документации Выявлено также, что более развитых детей в целях наказания за "проступки" помещают в палату, где находятся дети с тяжелой умственной отсталостью (по словам детей к так называемым "идиотам"), где они проводят целый день. Всех детей в учреждении в независимости от возраста и состояния здоровья принуждают находиться в кроватях по 14 часов в сутки - с 20.00 до 8.00 и с 13.00 до 15.30, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Нарушается право детей на частную жизнь. Значительная часть детей и подростков не имеет личных вещей и отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. В доме-интернате, со слов воспитанников, под предлогом "трудотерапии" им приходится бесплатно выполнять на подсобном хозяйстве тяжелую физическую работу, что в частности запрещено ст.13 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В учреждении также находятся дети с физическими недостатками, проживание которых в указанных интернатах запрещено ч.4 ст.20 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Нарушается право детей на общедоступное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантированное ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Дошкольное образование осуществляется с превышением нормативов предельной наполняемости групп детей со сложной структурой дефекта, предусмотренных действующим законодательством. 28 детей вообще лишены воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. Все внимание к личности этих детей ограничивается только кормлением и уборкой за ними. Дети испытывают душевное беспокойство и чувство заброшенности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (п.1 ст.19 и ст. 39) такие действия в отношении детей считаются "отсутствием заботы и небрежным обращением", приравниваются к "психологическому насилию", "бесчеловечному и унижающему достоинство обращению". Указанные дети не имеют возможности прогулок на свежем воздухе. Не исполняется право детей-инвалидов на реабилитацию в соответствии с индивидуальной программой реабилитации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: