В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования PISA, проведенного в 65 странах, в том числе в России. Это международное исследование отвечает на три вопроса: каково состояние образования в стране с точки зрения международных стандартов; что изменилось в образовании за последнее десятилетие; в каком направлении следует совершенствовать образование.
Пятнадцатилетние школьники оценивались по трём направлениям: 1) техника чтения; 2) математические навыки; 3) естественнонаучные знания. Исследования были направлены на оценку способностей учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.
Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. В 2009 году Россия показала результаты близкие к полученным в 2000 году. Эксперты PISA отмечают: в России, как нигде, прослеживается тесная связь между хорошим результатом ребёнка и уровнем благополучия родителей. Чем выше материальное состояние, тем лучше результат у школьника. А в странах — лидерах исследования PISA — Южной Корее, Финляндии, Китае, Сингапуре — самым значимым показателем является школа (маленькая, оснащенная) и высокого уровня учитель.
Результаты свидетельствуют: в России 27 % школьников не достигают порога в технике чтения; 29 % — в математике; и 22 % — в естествознании, т. е. каждый четвертый школьник не осваивает минимума знаний. А в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) эти показатели соответственно составляют 19 %, 22 % и 18 %. У нас примерно в два раза меньше талантливых детей по этим направлениям, чем в странах ОЭСР. Поэтому ФГОС нового поколения с его новациями позволит совершить прорыв в образовании. Возможно, это произойдёт в следующем поколении первоклассников 2011 года, которые достигнут пятнадцатилетия в 2018 году.
В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, отказ от прямого копирования западных моделей образования. При разработке стандарта был полностью учтён происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Её результат — воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями; воспитание на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.
Другой отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
— Какие новации заключены в федеральном государственном стандарте нового поколения?
Во-первых, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.
Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. У нас никогда не отслеживался результат образования, тем более комплексный. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.
В-третьих, методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта — развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа — это партнёры, а не противоборствующие стороны.
В-четвёртых, новый стандарт означает отход от классно-урочной системы в школе. В этой связи, начиная с 1 по 11 класс, предусмотрена проектная деятельность, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
При разработке ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Стандарт включает в себя три группы требований:
— к результатам освоения основной образовательной программы (начальное, основное и среднее (полное) образование);
— к структуре основной образовательной программы (ООП), в т. ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса:
Ступени ОУ | Обязательная часть, % | Вариативная часть, % | Аудиторская нагрузка, час. |
Начальная школа | 2904–3210 (4 года обучения) | ||
Основная школа | 5267–6020 (5 лет обучения) | ||
Старшая школа | 2100–2520 (5-дневная учебная неделя и 6-дневка) |
— к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Впервые в учебном плане начальной школы предусмотрена внеурочная деятельность, в объеме 1350 часов, рассчитанная на весь период обучения в начальной школе, т. е. вторая половина дня у ребенка занята.
В основной школе сохраняется деление на предметные области, включающие в себя перечень предметов; предусмотрен индивидуальный учебный план (ИУП) прежде всего для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализацию ИУП будет сопровождать тьютор образовательного учреждения.
— Какие изменения предполагаются в ФГОС среднего (полного) образования?
Революционное нововведение, заложенное в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования, это сокращение количества предметов в старших классах в 2 раза (с 18–21 предмета до 10–12).
В новом стандарте предложено оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они выберут до семи нужных предметов. Предусмотрены три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире».
Каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. Предполагается, что на профильный уровень будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный уровни — соответственно по три часа. Таким образом, в учебном плане для старшеклассников будет три профильных предмета, три обязательных и три базовых или интегрированного уровня и в учебном плане будет 33 часа в неделю. Это означает, что вместо 18–21 предмета, как сегодня останется не более десяти предметов, благодаря чему удастся избежать огромного количества избыточных знаний и повторов. Будут и индивидуальные проекты школьников.
— Каковы сроки введения ФГОС нового поколения?
Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, то есть когда первоклассники 2011 года окончат начальную школу, а введение стандарта полного общего образования произойдет в 2020 году. Но общеобразовательные учреждения могут переходить на новый стандарт основной и старшей школы по мере готовности.
В плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденномраспоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р, предполагается, что рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам на ступени основного общего образования увеличится с 2 до 30 %, а на ступени среднего (полного) общего образования — с 2 до 10 %.
ФГОС основного общего образования по мере готовности могут вводиться:
— в 5 классах — с 2012 года,
— в 6 классах — с 2013 года,
— в 7 классах — с 2014 года,
— в 8 классах — с 2015 года.
ФГОС среднего (полного) общего образования по мере готовности могут вводиться:
— в 10 классах — с 2013 года,
— в 11 классах — с 2014 года.
Кроме того, в 2015 году численность обучающихся, которым будет обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС составит 70 %.
Сегодня активность в изучении разработки основной образовательной программы проявляют только учителя начальных классов. Основная и старшая школа остаются в стороне. В процессе перехода на новые стандарты необходимо вовлечь весь педагогический коллектив, родительскую общественность.
Внедрять новые стандарты будут работающие сегодня учителя. Стандарт является мощным стимулом развития педагога. Учитель привык работать в непродуктивной системе, он передает свой жизненный опыт и то, чему учили его в вузе. Учитель выступает как репродуктор («говорящее радио»). В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Сегодня нужно не столько улучшать предметные знания учителей (с этим дело у нас обстоит нормально), сколько изменить способ его деятельности. Учитель должен стать модератором, организатором деятельности учащихся, методистом, тьютором.
— Не приведёт ли новый стандарт к перегрузке учащихся?
Нынешняя нагрузка школьников составляет 75 % относительно нагрузки их ровесников из развитых стран. В большинстве стран продолжительность урока составляет 60 минут или 50 минут, а у нас 40. Кроме того, у российских школьников самые длинные в мире каникулы, т. е. если посмотреть по году, то наши школьники не догружены, а по неделе — перегрузка. Суммарная нагрузка на одного учащегося в возрасте от 7 до 15 лет почти на треть ниже, чем за рубежом (8570 часов в России и 11410 — в США). Кроме того, в России самые короткие сроки обучения. Если во всем мире они составляют 12–13 лет, то у нас,— даже не 11, а всего лишь восемь, поскольку обучение в первом классе компенсирует нехватку дошкольного образования, в 5-м классе происходит адаптация к основной школе, в 10-м — к старшей, а 11 класс почти полностью занят подготовкой к ЕГЭ. По убеждению Е. Л. Рачевского, «12-летнее образование — это мировой стандарт... поскольку старшие классы становятся инструментом отсроченной социализации в условиях, когда на рынке труда 17-летний никому не нужен».
За счёт более продолжительного общего образования выбор профессии во всем мире происходит в 20 лет, у нас в 17, и это огромная разница, поскольку чем старше человек, тем более осознанно и вдумчиво он оценивает своё будущее, считают специалисты.
И ещё, в России средняя недельная нагрузка на предмет составляет 2,52 часа, а в США — 3,63 часа. Слишком большое количество предметов в российских школах, так в 7 классе (от 12 до 15), а в США — 7–9 предметов.