В современной техногенной культуре приоритетная роль принадлежит прикладной науке и практическим технологиям, а ориентирована она в основном на материальные ценности.
Современную ситуацию специалисты характеризуют, обозначая термином "глобальный экологический кризис".
Такой поворот в цивилизационном развитии впервые был зафиксирован в докладах Римского клуба. Важнейшие результаты ученых, работающих в области глобалистики, были изложены в материалах конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в новом докладе "Фактор четыре".
В этой связи науку следует рассматривать не только как теоретическую модель действительности, не отвлеченно от жизни, а в контексте современной цивилизационной ситуации.
[1] C. Л. Франк Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки // Введение в философию в сжатом изложении Пб., 1922
Наука и искусство.
И где-то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная точность стиха…
В. Шефнер
7.1. Специфика искусства.
Эстетические чувства и переживания воспроизводят реальный или воображаемый мир прежде всего через категории прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.п.
Искусство исходит не из познавательной задачи, а из ценностных установок и интересов.
Конечно, у искусства есть и познавательная функция. Однако, она не главная и имеет особый характер[1].
а) Искусство субъективно (субъектно) воспроизводит мир и прежде всего человека («искусство – это я, наука – это мы»[2]).
Все эстетические образы и формы субъективны, личностно индивидуализированы.
Однако они так или иначе соотносятся с объективным миром.
Ученый стремится отразить, адекватно воспроизвести объективную реальность, а художник творит субъективную[3].
Только плохой художник изображает один и тот же объект всегда одинаково. Гете Матисс
Художественные творения прошлого тем нам и интересны, что в них наряду с другими выдающимися достоинствами запечатлен неповторимый внутренний мир их создателей.
Концепции разных ученых встраиваются в единую систему, утрачивая авторскую самобытность.
Художественные произведения и творения искусства сохраняют авторскую самобытность и могут быть не связаны друг с другом.
Художник гораздо свободнее в своих исканиях, чем ученый (у художника несравнимо меньше ограничений).
В то же время субъективное в искусстве не разъединяет людей, т. к. основано на сопереживании и соразмышлении.
Чужие горе и радость могут восприниматься в искусстве как свои.
б) Искусство воспроизводит особенное, «остраненное». Общественные ценности, идеи и нормы индивидуализируются «лица не общим выраженьем».
Художник как бы "выжимает" из реальности особенное.
Выготский: искусство относится к действительности как вино к винограду.
Художник как бы умножает факт на его художественное обобщение.
Что касается остранения, то …. "Мы странно встретились и странно разойдемся". Бунюэль. Феллини ("Амаркорт"). "Парад планет".
«Во всем данном бытии, в каждой частичке информации мира находим существенную черту его излома, его характер части, видим увечье его онтологической искаженности, в нас кричит его боль по ампутированному члену, его ностальгия по части, которой не хватает ему для совершенства, его божественное недовольство.
Прошло десять лет с тех пор, как я в Буэнос-Айресе определил это недовольство как любовь без любимого и как боль, что чувствует калека в ампутированной конечности. Это есть чувствование лишенности того, что не есть мы, признание себя несовершенными и однорукими» Ортега-и-Гассет[4]
в) Искусство типизирует (обобщает без рациональной абстракции). Оно воспроизводит типическое [5] (обобщаются типические неповторимости, причем это производится на чувственно-эмоциональном, а не на абстрактно-рациональном уровне).
Великий художник выходит на архетипические образы.
г) Искусство воспроизводит возможное (проживается то, что не случилось, но могло случиться). Искусство как бы восполняет мир не случившимися возможностями. Шекспир: «Театр принимает зрителя таким, каков он есть, а отпускает раскрывшим рот от изумления перед тем, чем мог бы он быть».
История не случившегося - великая история. Искусство позволяет пережить возможное, но не пережитое в реальной жизни.
Ковбой на "Отелло".
д) Искусство воспроизводит воображаемое. Ассоциативность художественного восприятия.
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка…" Уильям Блейк
См. также цитату из Чапека.
Падает количество знаемых сказок.